На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

МАТРИАРХАТ (женщинам не читать, слишком много-много букв)

Матриархат в СССР

В СССР существовал матриархат, но в газетах этого не объясняли. Советский социализм был очень не простым обществом, в котором многое декларировалось, но не выполнялось, а то что выполнялось - никогда не декларировалось. Советские люди знали, что о самом важном нужно догадываться. Но им не приходило в голову усомниться в утверждениях о том, что СССР - патриархальная страна, что женщина до недавнего времени была угнетена. Семейный строй вообще предпочитали не обсуждать, население не знало, что такая постановка вопроса вообще возможна. То же продолжается в наши дни: все проблемы объясняют психологией или... в общем, больше ничем, всё остальное - табу.

Матриархат - это власть матери в доме, семье и обществе. Поскольку все здоровые женщины способны стать матерями и большинство из них рано или поздно становятся ими, отблески власти матери распространяются на женский пол в целом, обеспечивая доминирование женщины в обществе в целом. Это проявляется в тех привилегиях, которые существуют в матриархальном обществе для всех женщин, независимо от их материнства или бездетности, одиночества. Государство или общество, которое обеспечивает женщине такое положение, является матриархальным. Власть матери связана с материнской линией происхождения, включающей право наследования имущества, то есть право владения собственностью (в том числе домом семьи) и передачи её.

Каковы признаки и свойства матриархата? Они понятны из значения греческого слова, состоящего из двух частей: матир (мать) + архи (власть). Если в семье командует женщина, а мужчина подчиняется, то здесь матриархат. Это вопрос того, кто принимает решения, господствует, кто чувствует себя легко и вольготно; а кто исполняет, кого затюкали и сделали слугой-исполнителем. Для того, чтобы понять строй в стране, достаточно выйти на улицу и посмотреть: у кого согбённая фигура, кто тащит за кем сумки и т.п.

Существуют также достаточно чёткие признаки семейного строя (матриархат, патриархат), которые этнографы вывели из наблюдений обществ, стоящих на стадии первобытной общины. О них можно узнать из энциклопедического словаря, или из статьи "Эволюция семьи и матриархата по Моргану" этого сайта. Как мы увидим далее, и эти формальные признаки матриархата можно выявить в современном индустриальном обществе. Нужно учитывать, что свойства в любом явлении (например, в болезни) проявляются индивидуально - с разной интенсивностью, в разных комбинациях; какие-то свойства проявляются сильнее, а другие мало выражены. Это и определяет индивидуальность каждого случая. Педанты не могут этого понять, потому часто можно встретить мнение, что если все до единого признаки матриархата не встретились, то это не он. Или же говорят, что матриархата в чистом виде не существует. А что в этом мире существует в чистом виде?

Признаки матриархата, традиционно считающиеся основными, как они проявлялись в семьях в СССР

1. Счёт происхождения детей по материнской линии, наследование по материнской линии (матрилинейность)

Это свойство объясняется характерным для матриархата промискуитетом, беспорядочными половыми связями, групповым браком, когда мать допускает к себе последовательно разных приходящих мужчин, и определить от какого мужчины ребёнок невозможно.

Что в СССР беспорядочные половые связи существовали и велась напряжённая половая жизнь как на работе, так и вне её - не большой секрет. Тот, кто жил в СССР, знает, что происходило, когда мужчины или женщины ездили в командировки, на турбазы, на курорты. Существует и более объективный показатель - одно из первых мест в мире по количеству абортов, которому, как известно, предшествует половая связь. Пик абортов пришёлся в СССР на 1964 год, когда было учтено около 5,6 млн. абортов, сделанных в медучреждениях (см. сайт "Демография России").

Не все женщины склонны к откровенному разврату, но матриархальный строй сильнее и определяет их поведение. Существовал институт разводов - тот же групповой брак, только осуществляемый последовательно. При разводе (и это предусмотрено законом) связь между супругами не должна прерываться, бывший муж обязан участвовать в жизни материнской семьи (мать с ребёнком, в 99-90% случаев разводов ребёнка оставляли матери), поддерживать материально, участвовать в воспитании ребёнка. При этом мать была свободна и могла принимать других мужчин или вступить в следующий брак. Что это, как не групповой брак? Разводы в СССР были распространены с 1966 года примерно так же широко, как сейчас.

Счёт происхождения по матери виден из действовавших норм, регулировавших рождение и регистрацию ребёнка, по которым факт рождения ребёнка и его происхождения следует единственно из факта родов в мед.учреждении, официально и документально удостоверяемого медиками. Мужчина исключён, вторичен.1 Происхождение ребёнка определялось от родившей женщины, роды происходили в присутствии уполномоченных на удостоверение происхождения государственных врачей (поскольку проводились в роддоме).2 Затем ребёнок оформлялся в ЗАГСе (на основании документов, выданных в роддоме). Отцом ребёнка автоматически считался муж данной роженицы, состоящий в официальном браке с ней. Было принципиально не важно, зачат этот ребёнок от официального мужа или от кого-то ещё, не важно, есть ли вообще муж у роженицы. Если женщина родила вне зарегистрированного брака (мать-одиночка, пользовалась привилегиями наподобие выделения квартиры вне очереди), то мать объявляет отца ребёнка (при регистрации ребёнка). Внебрачный отец мог отказаться, и тогда закипала судебная тяжба или начиналось моральное давление, с привлечением общественности, парткома, месткома и т.д. Официальный муж нужен был лишь как подспорье в домашнем хозяйстве, и с этой точки зрения он, конечно, был для женщины и её ребёнка желателен, но только с этой. Воспитание государство возлагало на мать, муж как воспитатель государством вообще игнорировался. Женщины также старались отстранить ребёнка от влияния отца, брали инициативу в воспитании ребёнка в свои руки и очень ревниво оберегали своё главенство в этом вопросе (на этой почве происходило много скандалов в семьях). Для матриархального строя это логично.

Как умные девочки должны использовать мальчиков. Поучительный комикс из журнала "Чиж", 1936г., тираж 75000.

Фамилия по мужу - дань прежним временам, формальность, призванная не раздражать мужчин, ввести их в приятное заблуждение относительно своего главенства в семье. Как известно, в матриархальном обществе Nair в штате Керала на юге Индии также фамилия ребёнка происходила не от фамилии матери, а от дяди матери. Фамилия по мужу - не обязательная норма, в законе о семье было оговорено, что супруги могут принять фамилию любого из них или оставаться каждый со своей.

Наконец, право матери на ребёнка отражается в факте передачи совместно зачатого ребёнка матери при разводе, игнорировании прав на ребёнка мужа. Согласно статистике (по разным источникам) от 90 до 99% разводов сопровождались передачей ребёнка матери. В докладе С.Ю.Рощина "Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин" приводятся данные микропереписи населения 1994 года в России: "Неполные семьи составляли 17% всех семей с детьми. Причем доля материнских неполных семей с детьми составляла 90% от всех неполных семей, где проживает один родитель с детьми, а отцовских – 10%".3

Наследование детьми имущества по материнской линии в СССР не могло состояться полностью (имеется в виду наследование всего имущества семьи), так как равенство полов в браке считалось важной целью государства. Эта цель служила основанием для постоянной борьбы за улучшение положения женщин и таким образом - для укрепления матриархата. Поэтому законом было установлено, что дети наследуют только половину имущества семьи по материнской линии. Впрочем, наследование всего имущества по материнской линии - не обязательная черта матриархальной семьи, такой порядок наследования если и существовал, то только на начальных стадиях первобытной общины. В матриархальных обществах на стадии большего материального развития муж имел отдельное имущество (например, орудия производства), которые матери и её детям не принадлежали и ими не наследовались.

Имущество семьи в СССР имело несколько противоречивый статус. Оно было совместной собственностью супругов, но в экстремальных случаях могло делиться - при разводе, при определении доли в наследстве. Одновременно с этим крупное имущество могло "регистрироваться" на одного из супругов по их договорённости (машина, дача). Могло быть получено в подарок и тогда совместной собственностью не считалось. С точки зрения детей в советской семье наследство они получали от обоих родителей, но с точки зрения матери они полностью наследовали её долю имущества, то есть наследование по материнской линии было, мать передавала половину имущества семьи (не обязательно ею заработанного, может быть, заработанного её мужем, но перераспределённого в её пользу справедливым советским законом) как сыновьям, так и дочерям в равных долях. Наконец, не нужно забывать о варианте, когда ребёнок прижит матерью не от официального мужа. Тогда наследство он получит от своей матери, а от фактического отца не получит ничего; вероятно, и знать о нём не будет. Такие случаи в современной продвинутой семье - не редкость. Существует статистика по США: при проведении тестов на родительство обнаруживалось, что в 20-30% случаев дети происходят не от тех отцов, от которых считается их происхождение, о чём официальный муж не подозревает. По СССР, естественно, такой статистики не могло быть из-за отсутствия тестирования на родительство.

Подход к браку со стороны женского пола в СССР выражает такая типичная фраза: "Я хочу выбрать себе такого мужа, чтоб он мне нравился, и родить от него себе ребёнка". В патриархальном обществе девушки думали бы по-другому: "Надеюсь, что меня выберет хороший жених (или сосватают родители) и я ему рожу сына (наследника)".

Матрилинейность - это то, что Морган и Бахофен называли словом гинеократия (материнское право), а Жозеф-Франсуа Лафито - гинекократия. Гинеократию Бахофен и Морган определяли как происхождение детей по женской линии и развившееся со временем соответствующее право наследования. Матриархат и гинеократия - синонимы.

В современных семейных кодексах России, Украины повторяются советские положения: происхождение ребёнка по матери, отцовство - по факту регистрации брака с женщиной-роженицей. Вот цитата из Семейного кодекса РФ:

"Статья 47. Основание для возникновения прав и обязанностей родителей и детей

Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Статья 48. Установление происхождения ребенка

1. Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств...

2. Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (статья 52 настоящего Кодекса). Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке."

И хотя признаётся, что отцовство может быть оспорено, понятно, что реальных механизмов для этого нет. В кодексе Украины то же изложено другими словами, но есть очень характерная статья:

"Статья 124. 1. Если ребёнок родился до истечения 10 месяцев со дня прекращения брака ..., но после регистрации повторного брака его матери с другим лицом, считается, что отцом ребёнка является муж его матери в повторном браке."

Это яркое выражение матриархальной, матрилинейной направленности брака, оставшегося в СНГ после СССР.

2. Матрилокальность - проживание супругов в семье или доме жены, тёщи, выбор места проживания семьи женой.

Этот признак матриархата был выражен в СССР не ярко. В условиях переселения в города массы сельского населения многое зависело от жилищных условий и выделения квартиры предприятием. Но существовало такое понятие как идти в приймы, то есть жить в доме жены и её родителей. Выбор места проживания также часто определялся женой, например, когда молодые специалисты получали распределение, и жена считала себя вправе требовать ехать в тот город, который нравился ей или оставаться в её городе рождения. При этом, конечно, жена считала себя важнее мужа. Если муж (или жених) не соглашался, помолвка или брак могли расстроиться - в СССР это было просто.

Смысл обращения внимания на признак матрилокальности - в том, что он указывает на благоприятные условия для доминирования в семейной жизни жены, а не мужа. Родственники жены могут оказывать жене поддержку против её мужа в тех или иных вопросах и конфликтах, родственники жены очень эффективно могут усиливать позиции жены и подавлять её мужа. Дом (основное имущество семьи), принадлежащий жене, - лучшее напоминание мужу, что он в семье "бедный родственник". При патриархате бывает типичной ситуация, когда муж забирает жену в место проживания своего рода, отрывает жену от её родственников с тем, чтобы они не вмешивались в семейную жизнь. Но такая ситуация не была типичной для СССР. Даже проживание семьи на, казалось бы, нейтральной территории - вдали от родственников мужа и жены - в условиях не нейтрального к семейной жизни и полам государства, поддерживающего женщину и матриархат, означало для мужа фактически "матрилокальность" со всеми её последствиями - в семейную жизнь вместо тёщи могло вмешиваться государство.

В матриархальной семье дети матери, рождённые от разных мужчин, считаются детьми семьи (и автоматически - законными детьми её нынешнего мужа) и проживают вместе с матерью. Такое может происходить в результате супружеских измен (с которыми муж вынужден мириться и которые закон никак не осуждает), в результате разводов, в результате которых дети в подавляющем большинстве случаев остаются при матери. Такой порядок также виден в неполных материнских семьях, где живут мать с детьми, а муж отсутствует.

3. Распоряжение имуществом семьи и экономической жизнью семьи матерью, собственность на имущество.

То, что в СССР жена распоряжалась имуществом и доходами семьи - факт общеизвестный, все знали, что муж должен зарабатывать, а жена - тратить. Официально считалось, что право собственности на совместно нажитое имущество между супругами делилось поровну. Однако, границы этого раздела никто практически определить не мог вплоть до развода, при котором вдруг обнаруживались большие непонимания и споры между супругами относительно своей собственности. Доминирующее положение в семье и обществе женщины делали позицию мужа слишком слабой, и эта норма закона оставалась благим пожеланием, что не было секретом ни для кого.

Распоряжение главы семьи её экономической деятельностью включает в себя распределение работ между подчинёнными членами семьи (дети, супруг, другие родственники), а также отбирание средств, заработанных членами семьи, аккумуляцию их в своих руках и последующее распределение по своему усмотрению на нужды членов семьи. При патриархате этим занимается отец-глава семьи, при матриархате - мать. В СССР мать-глава семьи раздавала наряды на работы мужу и детям, а также отбирала заработанное. Последняя функция была настолько известна, что стала содержанием многих анекдотов. Муж, получив зарплату, не имел права её держать у себя, а должен был отдать жене. Вот картинка из жизни северной русской деревни, описанная писателем-собирателем фольклора во второй половине 20 столетия в СССР; здесь мать отбирает деньги у сына:

"Я увидел на Севере прелестные, неожиданные для меня вещи. Когда парень, который перевозит нас через реку, денег в руки не берёт, отказывается: "Матке отдайте". А через пару часов он на этой же лодке отправляется на 4 дня вдоль берега Белого моря собирать ягоды". (Цит. по: Литературная газета №45, 2007, стр. 6, статья "Он всё делал всерьёз")

Конечно, это не означает, что мать всегда единолично распоряжалась средствами семьи, в каждой семье по-своему складывались отношения господства и подчинения. При чтении этого эпизода стоит также обратить внимание на противоречие между идеологией, утверждавшей, что семья в СССР не составляет хоз. ячейки, и реальностью, в которой сов. семья продолжала вести хоз. деятельность: зарабатывали, подрабатывали, строили себе дома, разводили скот, садили огороды...

Создавая с женщиной семью и прописывая её в своей квартире, муж не понимал, что отныне его квартира переходит в фактическую собственность его жены и её детей, что явно проявится при разводе, когда жена его вытеснит на улицу. Механизм такого явления, наверное, впервые раскрыт в статье "Типы семей и демографическая политика в России" А. Синельникова на сайте Demographia.ru, там убедительно пояснено, почему при разводе "на практике квартиры целиком достаются бывшим женам и детям".

Каким образом было достигнуто господство (доминирование) женщины? Для этого советское государство неутомимо работало начиная с 1917 года.

История матриархата в СССР

С первых лет существования СССР государство провозгласило своей целью улучшение положения женщины, признало её угнетённым классом, а мужчину - угнетателем. Товарищ Ленин В.И., руководитель нового государства, определял задачи женского движения (женское движение или femininemovement - это и есть феминизм, который буквально можно перевести как "женщизм") в речи на конференции феминисток. Он указал на сделанное властью для переворота в положении женщины.

"Советской властью, как властью трудящихся, в первые же месяцы ее существования, был произведен в законодательстве, касающемся женщины, самый решительный переворот. Из тех законов, которые ставили женщину в положение подчиненное, в Советской республике не осталось камня на камне."

(В. И. Ленин. "О задачах женского рабочего движения в Советской республике". Речь на IV московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября 1919 г. В. И. Ленин. Сочинения. Изд. 4-е, т. XXX, стр. 23.)

Государство открыто объявило себя феминистским. На этой стадии речь идёт о равноправии полов, но это только начало.

Интересно сравнить большевицкие заявления об угнетении женщин мужчинами в царской России с реальным положением, которое подробно разобрано в статье "Была ли Россия до 1917 года патриархальной страной?".

В "женском вопросе" больше мифов, чем правды. Но она, по-видимому, никого не интересует. Страдания женщин, если они и были, и тогда, как и сейчас, не превышали страданий мужчин, которые находились в худшем положении и подвергались большей эксплуатации, чем женщины.

Советская сегрегация полов, идеология создания привилегий одному из полов ведут происхождение из времён царской России. "Демонизация" мужского пола, перманентная презумпция виновности его - также оттуда. Он доминирует - зверь, смирить его; над ним доминируют - сам виноват, зачем послушался и смирился; его бьют по щеке - он должен подставить другую; бьют по щеке женщину или государство - он должен подставить свою третью щёку вместо них. Смирять свою природу (порочную и зверскую) - и быть достаточно сильным, чтобы выдерживать нагрузки, которые на него изволят навалить. В глазах некоторых мужчина отвечает за всё и всегда виноват...

В 1919 году в программе РКПб указывалось, что большевицкая партия не будет ограничиваться формальным законодательным признанием равноправия женщин, а будет стремиться к большему - освобождению женщины от домашнего труда, от быта, вовлечению её во все сферы нового общества. В отношении мужчин партия помалкивала: было понятно - если освободить женщину от домашнего труда, то этот труд придётся на кого-то переложить, и этот кто-то автоматически остаётся мужчина. Не удивительно, что вскоре мужчина стал исполнителем и дом. работником под началом у жены (от основной работы на предприятии или в учреждении его никто не освобождал, естественно). Всё логично. Вот только рожать он так и не научился... Если до революции 1917 г. в стране было только 10% женщин-врачей, то в 1968 г. стало только 28% мужчин-врачей. Можно долго перечислять плоды усилий по перемене ролей полов в стране...

С первых лет советской власти были приняты новые законы о разводе и о внебрачном ребенке, о праве женщины на иск к отцу ребенка для его обеспечения. Они означали женскую вседозволенность, разрушение традиционной семьи, введение материнской семьи и закрепощение мужчины с помощью того, что называется "алиментами". В 1926 г. в "Кодекс о семье" было внесено положение о необязательности законной регистрации брака, брак признавался таковым по самому факту сожительства мужчины и женщины.

Развод давался по первому заявлению одной из сторон, отцовство устанавливалось на основании заявления матери:

"Наша судебная практика ...возлагала ответственность на всех ответчиков, предоставляя женщине взыскивать с каждого... кого укажет истина, того и суд признает отцом (смех)". (Цит. по: И.Р.Шафаревич. Социализм. М., Сов. писатель, 1991, стр. 314)

В таком игривом тоне, отождествляя женщину с истиной, описывал судебную практику в своём выступлении на ВЦИК XII созыва, второй сессии, в Москве в 1925 г. нарком юстиции Курский.

Статистика, приводимая в книге: Вольфсон С.Я. Социология брака и семьи. Минск, 1929, свидетельствует о резком уменьшении числа заключаемых браков в Европейской части СССР за короткий период 1924-25 гг. - с 1140 до 980 браков на 100 тыс. населения.

Отношение к институту семьи в первое десятилетие после захвата власти в стране коммунистами

В отношении института семьи партийное руководство страны заняло враждебную позицию. Коллонтай A. M., главная по женскому вопросу в партии большевиков в начале 1920-х, заявляла:

"Коммунистическое хозяйство упраздняет семью, семья утрачивает значение хозяйственной ячейки с момента перехода народного хозяйства в эпоху диктатуры пролетариата…" [Коллонтай А. М. Труд женщины в эволюции хозяйства. - Лекции, прочитанные в Университете имени Я.М.Свердлова. М., 1923. Стр. 87]

"Семья, воспитывая и утверждая эгоизм, ослабляет скрепы коллектива и этим затрудняет строительство коммунизма".[Коллонтай А. М. Тезисы о коммунистической морали. - Коммунист. 1921. № 12. Стр. 29]

"Теперь, при переходе к социализму, домашнее хозяйство является вредным пережитком старины", "семья как хозяйственная единица с точки зрения народного хозяйства должна быть признана не только беспомощной, но и вредной" [Коллонтай A. M. Семья и коммунистическое государство. Киев, 1919. Стр. 23-25].

И.Ф.Арманд, предшественница Коллонтай на посту заведующей женотделом ЦК РКП (б), умершая в 1920-м году, била в ту же точку:

"Сугубые мещане хотели сохранить семью. Но речь идет о революции самого института семьи. Ибо нельзя провести всеобщей трудовой повинности, не освободив женщину от печного горшка" [Арманд И. Ф. За социальную переделку быта. - Работница. 1920. № 4. Стр. 3]. А также: "Сейчас лучше пострадать со старыми мочалками, утюгами, сковородами, с тем, чтобы имеющиеся средства и силы бросить для устройства общественных учреждений, которые упразднят семейный быт" [Цит. по: Семейная политика в СССР. М., 1997. 196 с.].

Как видим, эти высказывания повторяются независимо от личности руководителя, следовательно, представляют собой политическую линию. Это не удивительно, так как ещё в XIX ст. Ф.Энгельс, непререкаемый авторитет для коммунистов, предсказал в своей работе "Происхождение семьи...", что "в будущем социалистическом обществе... должна отмереть и семья". Поскольку коммунисты в России должны были доказать всему миру, что они строят не что-нибудь, а социализм, они пунктуально внедряли все теории Маркса и Энгельса в практику.

Место семьи, по убеждению коммунистов, должен занять трудовой коллектив и отношения товарищества внутри прогрессивного класса пролетариата. Вместо мещанского быта - общежития, общие столовые, детсады и ясли, общие прачечные. Новые дома строились в виде общежитий, без кухонь, с одним общим туалетом, жильцы должны были питаться в столовых. Такие дома до сих пор стоят в Харькове в районе ХТЗ, это не миф.

Однако, по цитатам из статей и книг 1920-х годов, изданных в России, нельзя судить, насколько широко практически распространился коммунистический эксперимент, насколько был успешным. Есть основания полагать, что новое, к счастью для населения, внедрялось со скрипом, и традиционная семья в основном оставалась.

В 1924 году известный идеолог тех лет по половому вопросу Залкинд А. Б. замечает в своей брошюре: "Одной из предпосылок ему служило, между прочим, и то соображение, что в переходный период революции семья ещё не погибла". [Залкинд А. Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата. - Брошюра "Революция и молодежь", изд. Коммунистического Университета им. Я. М. Свердлова, 1924.]

Какое отношение к матриархату имеет политика фактического уничтожения семьи? Самое прямое. С одной стороны, предполагают уничтожение "буржуазной семьи", то есть обычной семьи, которая была на самом деле не только при "буржуазном строе", но и при феодализме, и в примитивных обществах на поздних стадиях развития. С другой стороны, прекращения деторождения не ожидают, наоборот, озабочены "евгенированием" ("у революционного класса, спасающего от погибели все человечество, в половой жизни содержатся исключительно евгенические задачи, то есть задачи революционно-коммунистического оздоровления человечества через потомство" [Залкинд А. Б. Двенадцать половых...]). В таком случае, где будут рождаться дети? Очевидно, вне семьи, в коллективе, в результате пролетарского промискуитета, группового брака, как это делается у дикарей или в стаях бродячих собак на улицах городов. Рождённые в результате "свободной любви", такие дети будут материнскими.

Коммунисты вполне сознательно шли на создание дефицита простейших бытовых товаров - они были очень озабочены уничтожением семейного быта, хозяйственной функции семьи, в которую включалась даже готовка еды, стирка, глажка белья, не говоря уж о производстве семьёй товаров на продажу. Подруга Ленина Арманд не случайно писала: "Сейчас лучше пострадать со старыми мочалками, утюгами, сковородами". Да, действительно, вплоть до 1960-х годов страдали: для молодожёнов проблемой было так сразу, когда понадобилось, купить обычную сковородку, чайник... Всё это покупалось всю жизнь по случаю, передавалось от родителей детям... Вообще же выпуску товаров народного потребления в СССР стали уделять какое-то внимание только в 1960-70-е годы, когда перестали бояться "буржуазности", но и тогда сохранялись недостатки многих товаров, а реликты прежних времён, такие как академик Амосов, продолжали обличать потребительство, мещанство, продолжали призывать к сознательности и аскетизму.

Впоследствии отношение власти к семье в СССР изменялось, уже в 1930-е годы, о чём подробнее сказано здесь: "Л.Д.Троцкий о семейной политике", но допущение элементов "буржуазности" не могло искоренить ту базу, которая была заложена в самом начале существования этого государства. Разные "линии" отношения к семье продолжали существовать, вступая друг с другом в противоречие.

Лучше 1 раз увидеть... Художники той поры запечатлели типы людей и сценки с их участием.

Б.М.Кустодиев. Матрос и милая. 1921

В. Лебедев, из серии "Панель революции"

То, что надо! 1923

Трое. 1922

Промискуитет

Что на этом фоне происходило с женщинами и мужчинами в первые годы после революции в общем остаётся неизвестным, но по отдельным деталям, которые встречаются там и сям, можно судить. Интересный обзор - в книге И.Р.Шафаревича "Социализм как явление мировой истории", в главе "Воплощение социалистического идеала. - Семья". Здесь говорится о коммунах, призывах к свободной любви, разрушении семьи, росте сожительств и их следствии - росте детской "беспризорщины". Глава завершается цитатой из выступления участника Всероссийского исполкома (1925г.):

"...если мы пойдём таким путём, я опасаюсь, мы всю Россию превратим в сплошной всенародный брак".

В стране процветала "любовь" за деньги или иные услуги - проституция:

"Как явствует из намеченной выше беглой картины, положение борьбы с проституцией в Советской России печальное: борьба, в сущности, только начата. ... Голод и всеобщая скудость, невежество и унаследованная от прошлого пассивность, слабая способность к организации и мещанский дух еще долгие годы будут омрачать русское небо. С этим вместе долго еще будет разъедать тело и душу страны проституция — но все же, повторяем, условия для успешной борьбы даны в современной России." [Василевский Лев Маркович, Василевская Лидия Абрамовна. Проституция и новая Россия. Тверь, 1923]

Продолжался характерный для всех классов России промискуитет (в быту называемый развратом), усугубляемый пьянством и вседозволенностью низших слоёв населения, созданной социализмом. Начало этой вседозволенности знаменитый в своё время писатель И.А.Родионов в повести "Наше преступление" (СПб., 1909) относит ко времени реформ 1860-х годов, которые были годами прихода в Россию социализма (земство, т.е система демократии в городах и на селе, т.е. социализм).

В 1920-х комсомол упражнялся в насаждении половой распущенности.

"Нам сообщают из Бийского уезда (Сибирь), что там комсомольцы не пользуются почетом у крестьянства только потому, что эти комсомольцы, вместо того, чтобы поднимать общий культурный уровень деревенского молодняка, занялись пропагандой "свободной любви".

Насколько велик уклон некоторых товарищей в сторону форсирования полового вопроса, указывает хотя бы такой факт. Ячейка ВЛКСМ литейного цеха Людиновского завода (Брянская организация) постановила по докладу "О половых сношениях" следующее: "Половых сношений нам нельзя избегать. Если не будет половых сношений, то не будет и человеческого общества". Под видом сохранения "человеческого общества" ячейка ВЛКСМ литейного цеха выносит категорические резолюции о необходимости половых сношений".

[С. Григоров и С. Шкотов. Старый и новый быт. М.-Л., Молодая гвардия, 1927]

""Не прелюбы сотвори" – этой заповеди часть нашей молодежи пыталась противопоставить другую формулу – "половая жизнь – частное дело каждого", "любовь свободна", – но и эта формула неправильна. ...Пролетариат имеет все основания для того, чтобы вмешаться в хаотическое развертывание половой жизни современного человека. ... Половая жизнь перестает быть "частным делом отдельного человека"... и превращается в одну из областей социальной, классовой организации".

[Залкинд А. Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата. - Брошюра "Революция и молодежь", изд. Коммунистического Университета им. Я. М. Свердлова, 1924.]

Половая распущенность молодёжи вызывала беспокойство властей страны. Об этом беспокойстве можно судить по цитатам из ряда статей и брошюр тех лет. Так, вся статья Залкинда, цитированная ранее, посвящена проповеди необходимости ограничения половых связей в социалистическом обществе, поскольку излишняя трата сил на половые развлечения снижает трудовую активность пролетариата на производстве, ослабляет борьбу за построение нового общества.

Равноправие

О женщинах, воевавших в составе банд в годы революции 1917-21 можно узнать из лучшей книги о гражданской войне - романа А.Весёлого "Россия, кровью умытая". Мирные женщины не отставали от бандиток - в том же романе казачки убивают военных мужчин, попавших в казачью станицу. В одном из романов К.Федина есть упоминание о случае, когда разъярённые дамы закололи зонтиками красноармейца. Советский публицист Ф.М.Бурлацкий сообщает в книге "Мао Цзе-Дун" о своих родителях, что "мать была дочерью деревенского кузнеца и успешно воевала в составе боевых отрядов большевиков, а отец – потомственный интеллигент, успевший не только закончить гимназию, но и два курса консерватории".

Равноправное положение женщины в Советском Союзе было закреплено статьей 122 Конституции СССР: "Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов".

"Да здравствует равноправная женщина СССР!". Плакат 1938 г. Обратите внимание на мужеподобную внешность и казачью причёску женщины справа.

Фактически в статье сталинской конституции идёт речь не только о равных правах, но и об установлении привилегий женскому полу: говорится об охране интересов матери и ребёнка, помощи одиноким матерям, и не говорится об охране интересов отцов и ребёнков, ни слова о помощи одиноким отцам. В первых же заявлениях советской власти звучало противопоставление мужчин женщинам, и такое противопоставление закреплено в конституции: упорно избегают говорить о правах родителей, о помощи родителям, но настойчиво сегрегируют женский и мужской пол и противопоставляют их. К тому же тон статьи в смысле защиты прав женщин от мужчин был излишним: рядовые мужчины в СССР и без того не имели возможности покушаться на "оплату труда, отдых, социальное страхование и образование" женщин в условиях, когда всё в стране было огосударствлено и человек был лишь винтиком, от которого мало что зависело.

Декларации не оставались пустыми словами, а подкреплялись материально. Была создана огромная система охраны здоровья женщин, система акушерско-гинекологических учреждений и т.п. (она существует и поныне). Женщины пользовались равным с мужчинами избирательным правом (Статья 135 Конституции СССР), равным доступом к образованию, государственным и выборным должностям. Женщины наравне с мужчинами трудились в промышленности, науке, расценки труда были одинаковыми для всех полов, и зависели только от квалификации. Законодательство в СССР не допускало никакой дискриминации женщин. В стране функционировали женские организации, женотделы в составе парторганов в областях и городах, мужских организаций не было, что само по себе уже было дискриминацией мужчин.

8 июля 1944 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"".

К началу Великой Отечественной войны половая сегрегация пустила настолько глубокие корни в советском обществе, что апартеидное мышление советских женщин позволило одной из художниц создать патриотический плакат "Фашизм - злейший враг женщин". Это происходило в годы Войны, когда, казалось бы, должно было произойти единение всего народа. Невозможно представить плакат с названием "Фашизм - злейший враг мужчин"...

Следующий, главный этап матриархата СССР, начался с 1955 года, об этом сказано далее.

Характеристика матриархата в СССР, его признаки

Влияние свободы абортов на положение в советской семье

Расцвет матриархата в СССР пришёлся на 1955 - 1990 годы. Начало его ознаменовалось принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1955 г. "Об отмене запрещения абортов", который "оградил женщину от вреда, наносимого ей внебольничными абортами, и предоставил женщине возможность самой решать вопросы материнства" (так оценивает Указ книга "Здоровье женщины" под редакцией проф. О.В.Макеевой, издательство "Медицина", Москва, 1964). Указ вводил свободные аборты, проводимые по желанию женщины исключительно в медицинских учреждениях. Это привело к улучшению условий проведения абортов, снижению рисков для здоровья женщины при их проведении, вывело их из подполья, хотя не полностью. Другими последствиями Указа были значительный рост уровня абортов (по статистике в 1959 г. достиг в среднем 4 абортов на 1 женщину репродуктивного возраста, учитывая только аборты, зарегистрированные Минздравом) и ущемление репродуктивных прав мужчин-мужей, влияние которых на процесс принятия решений о количестве детей в семье значительно ослабло. Решающее слово в вопросе планирования семьи теперь принадлежало жене, мнение мужа не требовалось. Это изменило роли полов в семье, что не могло не вызвать последствия для общества в целом. Свобода абортов по желанию женщины освободила женщину, раскрепостила её как индивидуума. Теперь женщины могли не бояться последствий своего вольного поведения с мужиками - всё будет шито-крыто и возиться с детьми не придётся, а также не придётся давать объяснения родственникам и мужу, откуда начал расти живот у школьницы или у жены, когда муж был в длительной командировке или вследствие ссор не жил с женой половой жизнью уже несколько месяцев. Таким образом утвердился один из фундаментальных признаков матриархата - свободный групповой брак. Не случайно женщины очень ценят свободу абортов и всячески отстаивают её.

Представления о том, что до указа 1955 г. аборты были полностью запрещены, не соответствуют действительности. Постановлением ЦИК и СНК от 27 июня 1936 года «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» аборты были ограничены. Аборт допускался в случаях, когда продолжение беременности представляло угрозу жизни или грозило тяжелым ущербом здоровью беременной женщины, или при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей. Насколько серьёзными были ограничения можно узнать из повести С.Каледина "Коридор", наполненной редкими сведениями о повседневной жизни, выдающими глубокое знакомство автора с реалиями советского общества 1930-40-х годов.

"Зимой Люсю затошнило, а когда "неукротимая рвота беременных", как для внушительности называла токсикоз Липа, прекратилась, с Финляндией был заключён мир... Виновником Люсиного состояния оказался её однокурсник Лева Цыпин... Состояние Люси давало основание для законного аборта, но Липа категорически запретила дочери даже говорить об этом: первый аборт, последующее бесплодие..."

Как можно понять, уже одна рвота, которая бывает у многих беременных, могла быть основанием для законного аборта. В 1955 году аборт всего лишь стал совершенно не контролируемым никем, кроме самой женщины. Он стал рассматриваться таким же личным делом пациентки, как, например, удаление зуба в кабинете стоматолога или поход в парикмахерскую для завивки новой причёски. Это качественно изменило ситуацию. Вернее, проявило её. Маски были сброшены.

Одним из следствий Указа неизбежно становилось дальнейшее ослабление связи между мужем и женой в и без того слабой советской семье, указ нанёс удар по институту семьи в целом. Закон об абортах обнажил безмерное лицемерие государства, цену его беспредельной заботе об охране детства. В семьях со слабым отцом, а такими стали все славянские семьи, мальчик вырастал не таким, каким мог бы быть в семье с авторитетным отцом-главой семьи. В обществе начались жалобы, что "мужчины теперь не те". Распространилось такое явление как подкаблучник. Мужчины феминизировались, то есть лишались своих половых особенностей, делались похожими на женщин и удобными для женщин. На славянских мужчин, вполне обоснованно, стали свысока смотреть мужчины кавказских народов, которые не подчинялись и сохраняли своё традиционное и естественное положение несмотря на атаки советского государства.

В проблеме абортов видна противоположность интересов матери и ребёнка. Видна также противоположность между беременной женщиной и всеми, кто ранее мог препятствовать аборту (муж, родственники, общественность), иначе государству не пришлось бы принимать специальный закон, отменявший прежние ограничения для женщины и обуславливавший аборт только желанием женщины его сделать. В этом конфликте, затрагивающем напрямую женщину, её мужа (его репродуктивное здоровье, смысл его существования в семье - ребёнок ведь и его) - господствует несомненно женщина, своим единоличным решением об аборте определяя судьбу как мужа, так и ребёнка, и указывая на их подчинённое место. Ребёнок также считается её безраздельной собственностью - она может принять решение о его жизни и смерти, не спрашивая ничьего мнения. Всё это - явные, серьёзные признаки матриархата, то есть власти женщины. Поскольку такую власть женщине вручило государство своим законом, государство отражает интересы матриархата и является матриархальным.

Женщина в семье определяла количество детей, которое в семье будет (обычно 1-2), муж влияния в этом вопросе также не имел (не только вследствие авторитета женщины в семье, но и элементарно вследствие того же аборта). Можно сказать, что женщина планировала семью, "регулировала размер семьи", по выражению Е.А.Садвокасовой, а мужчина из процесса этого планирования был исключён, имел в лучшем случае право совещательного голоса (по усмотрению супруги) и был исполнителем. Законы СССР о семье прямо принуждали мужчину заботиться о семье, требовали его ответственности перед семьёй. И если это семья, где основные решения принимает жена, то такие требования государства становились просто требованиями быть усердным исполнителем.

Вполне понятно, что институт абортов, в особенности свободных абортов по выбору одного из полов, имеет огромное влияние на жизнь общества. Несмотря на это, аборты считались (и до сих пор считаются) всего лишь медицинским вопросом, вопросом охраны здоровья женщины и не более того. Напрасно было бы искать упоминание об абортах в Семейном кодексе. Аборты регулируются скромными малоизвестными документами - медицинскими инструкциями, несколькими строчками в законе об основах законодательства об охране здоровья... Но не во всех странах делают вид, что аборты - не слишком значительный вопрос. В некоторых западно-европейских странах вопросы абортов решаются на общенародных референдумах. Так в Испании в 1999 году народ на референдуме провалил попытки властей ввести в стране свободу абортов. В скором времени в Испании опять будет проводиться референдум по этому вопросу.

***

Женщина в советской семье определяла и другие вопросы семейной жизни - от рациона питания до покупки нового гарнитура. Это знают все, кто жил в СССР. В Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом в начале 1960х, подчеркивалась необходимость полностью устранить остатки неравного положения женщины в быту. В чём заключалось это неравенство, партия не уточняла, потому что уточнять было нечего - неравенства в быту не было. Вернее, оно было, но неравным был мужчина, а не женщина, женщина к тому времени была уже гораздо "равнее" мужчины. В советском парламенте (Верховном Совете СССР) существовал "Комитет по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства". В названии его сгруппированы все ключевые слова (женщина, семья, материнство, дети), что с предельной ясностью выражает ассоциацию семьи с женщиной. Нет здесь только слов "отец" и "мужчина". Семья, как видно, нуждалась не просто в поддержке, но в такой фортификационной операции как охрана. От кого её нужно было охранять? Наверное, от тех, чьё имя было изгнано из парламента как совершенно недостойное и не относящееся к семье. Вместе с государством советская женщина держала круговую оборону от многочисленных видимых и невидимых врагов.

Ассоциация семьи с женщиной зашла так далеко, что регистрацию браков в ЗАГСах стали проводить исключительно женщины. Государство понимало психологическую важность, символичность церемонии бракосочетания для расстановки сил в дальнейшей семейной жизни и полностью устранило из ЗАГСов мужчин, как бы говоря: вам тут делать нечего. Но ещё на заре сов. власти, как мы помним по роману "12 стульев", в ЗАГСе работали мужчины. (Кроме того, в ЗАГСах чиновницами принимаются важные для семейной и личной жизни решения в рамках семейного законодательства.)

Дискриминация мужчин и привилегии женщинам

Важным признаком матриархата является дискриминация мужчин. Дискриминация по определению означает факт господства одной стороны и подавления, ущемления прав другой. Дискриминация определяется простым выявлением неравного положения одной из сторон, выявлением существования льгот, привилегий, особого положения другой стороны.

Из-за ограниченных размеров статьи дискриминацию мужчин в СССР отдельно рассматривать не будем (факты дискриминации постоянно затрагиваются на всём протяжении статьи, и при желании читатель может сгруппировать их в отдельный раздел самостоятельно). Уже указано, что элементы дискриминации видны в статье 122 Конституции. Дискриминация, в частности, проявлялась на производстве. Кодексом законов о труде было запрещено использовать труд женщин на тех работах, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на организм женщины, но то же не было запрещено для мужчин; существовали разные нормы в условиях и оплате труда, для женщин устанавливались привилегии, объясняемые заботой о её здоровье и материнстве, беременности и последующем выращивании ребёнка. Приведём один пример запрета на женский труд в ночную смену. В то время как мужчины возвращались после ночной смены в состоянии полного одурения от каторжного ночного труда, женщины только пробуждались от сладкого сна. Женщина занимала господствующее положение при решении тех или иных вопросов и конфликтов не только в семье, но и на производстве. Женщина легко могла отказаться от просьб начальника остаться сверхурочно, а чтоб выйти на работу в выходные и речи быть не могло (она - мать, женщина, её ждёт дома семья и дети), мужчина в аналогичных случаях обязан был безропотно согласиться, или его ждали кары и немилость начальства. В таких ситуациях действовали также концепции "слабого" и "сильного" пола. Полный список привилегий женщин в трудовой сфере вынесен из-за его огромного объёма на отдельную страницу.

Примерами неравного положения мужчин могут быть такие явления, довольно распространённые в СССР, как насильственное помещение мужа в ЛТП по заявлению жены, установление опеки и контроля за зарплатой и пенсией мужа, ограничение дееспособности мужа по заявлению жены, считающей, что тот злоупотребляет спирт.напитками (статья 16 Гражданского кодекса РСФСР).5

Кратко положение полов в СССР можно обрисовать фразой: отбойный молоток и обязанности - мужчинам, цветы и привилегии - женщинам.

Но как в таком случае оправдать всё это неравноправие, представив его равноправием? Только с помощью вздохов о тяжкой участи женщин, которым что-то недодают, куда-то не пускают, в чём-то ущемляют... И этими вздохами женские организации наполнили эфир, интернет, информационное пространство в целом. Эта нездоровая атмосфера поддерживается десятки лет. После такой промывки мозгов могут ли представители обоих полов воспринимать реальность адекватно?

Почему мужчины подчинялись?

Отношения между полами при матриархате или патриархате - это отношения господства и подчинения. Определение строя - это вопрос определения того, кто кому подчиняется, кто принимает решения. Если в семьях матриархат, то мужчины подчиняются женщинам? Да. Как такое может быть, если мужчина сильнее? - такой вопрос занимает мужчин и женщин. - Что заставляет его подчиняться, почему он не может настоять на своём?

В других статьях сайта даны ответы на такие вопросы, но для тех, кто не имеет времени читать всё, поясним с помощью самых очевидных примеров.

Мужчина сильнее? - А на то предусмотрена милиция и админ. ответственность за дебоширство и хулиганство (сейчас это называется "домашнее насилие"). В случае если конфликт интересов между мужем и женой становился слишком бурным, женщина обращалась в милицию. Впрочем, и угрозы такого действия было достаточно.

Мужчина - хозяин в семье? - А попробуйте настоять на своём даже в мелочах, если на каждое возражение следуют истеричные угрозы развода. Развод же советскими законами был оборудован таким образом, что в результате его мужчина лишался всего - половины имущества, квартиры, детей. На всю оставшуюся жизнь он становился крепостным, платящим дань бывшей жене - алименты. Фактически развода не существовало, он лишь декларировался, если понимать под разводом действительное прекращение связей между супругами-врагами и полное освобождение для попытки начать жизнь заново. Развод был более выгоден жене, чем мужу, и поэтому угроза развода и превращения в разорённого бомжа была действенной. Уже одна она не позволяла мужу командовать в семье, командовала жена.

В советских семьях царил изощрённый моральный террор, манипуляции, на которые женщины стали большими мастерицами, мужчина был превращён в слугу. Часто можно было наблюдать картину, когда муж у жены был явно ниже её по статусу, образовательному и материальному уровню. Например, жена интеллигентка и муж низко-квалифицированный рабочий, а то и опустившийся алкоголик. Эти странные картины можно легко объяснить желанием иметь при себе покорного слугу, который бы не создавал проблем и знал своё место.

Условия в семье, нервная обстановка вносили вклад в тот рост мужской смертности, который происходил в СССР с середины 1960 годов. При этом женская смертность в целом оставалась неизменной. Избежать серьёзных проблем, связанных с матриархатом, мужчина мог только не вступая в брак и не связываясь с женщиной. Многие мужчины это понимали - с 1960 по 1997 гг. коэффициент брачности населения России уменьшился в 2 раза. Действительно, если матриархат - это семейный строй, то избежать его последствий можно, не вступая в брак и не создавая матриархальную семью. Живя самостоятельно, можно было избежать тех тягостных последствий, которыми оборачивался брак. Отношения же на работе, на улице и т.п. регулируются уже совсем другими законами - социальными, а не семейными. Они тоже были несколько тенденциозными, но это была уже меньшая проблема. Ведь есть разница - попасть в самое жерло вулкана, или остаться от него на расстоянии.

Изнасилования

В делах об изнасилованиях позиция мужчины в суде была неравноправной - суд был склонен доверять обвинениям со стороны женщины, и не верил отрицанию своей вины мужчиной. (В делах об изнасилованиях часто невозможно точно, без сомнения удостовериться, что половой акт, если он имел место, был совершён насильно, а не по согласию; ведь обычно половые акты совершаются не публично, а в уединённом месте без свидетелей.) Такая позиция мужчины в суде указывает на его ущербное по сравнению с женщиной положение. Иногда доходило до анекдотических случаев: вошедшая во вкус девица, успешно отправив на зону одного парня, приходила в отделение милиции со следующим заявлением на очередную жертву. Тут уж запомнившим её сотрудникам правоохранительных органов приходилось ей возражать: что ж вы так, всё время вас насилуют...

Тема изнасилований затронута здесь потому, что характерна для матриархата, она предоставляет благодатную почву для оговоров, шантажа, вымогательства со стороны отдельных беспринципных женщин. В условиях матриархата и определённой практики разрешения споров об изнасиловании в судах угроза подать заявление давала возможность манипулировать мужчинами.

Статья "изнасилование" - статья, направленная исключительно против мужчин ("Субъект изнасилования специальный. Им может быть только лицо мужского пола, достигшее к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста."). Введена в УК через несколько лет после окончания войны 1941-45 гг. В УК республик СССР обратный случай, когда женщина насилует мужчину или мальчика, или сексуально домогается, не предусматривался, а потому такие действия наказанию не подлежали. Сама мысль, что женщина способна на такие грязные поступки была святотатством - ведь уже в 1950е годы сложился развитый культ Матери. Подробнее о проблеме изнасилований - в отдельной статье.

Как понимали равенство полов и разницу между полами

Женский пол занимал привилегированное положение в отношении службы в армии - женщины не служили срочную службу, а мужчины по достижении 18-летнего возраста были обязаны это делать (2 или 3 года в зависимости от рода войск). И это несмотря на статью 132 Конституции СССР, которая гласила: "Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооружённых Сил СССР представляет почётную обязанность граждан СССР". До сих пор активистки женского движения странным образом забывают о нереализованном праве (и обязанности!) женщин служить в армии наравне с мужчинами на срочной службе (срочная служба означает принудительный призыв и службу солдатом).

С определённого момента в СССР равноправие женщин стало пониматься как освобождение от тяжёлых обязанностей, возложение их на мужчин. В примерах, приведенных выше, мы наблюдаем проявление матриархата во внесемейных сферах жизни общества, так как привилегия освобождения от тяжёлых обязанностей - сама по себе благо, доступное только господствующим группам общества.

Если в 1930е годы делались попытки сравнять женщин с мужчинами в выполнении тяжёлых работ (обучали работе на тракторе, бульдозере) с тем, чтобы женщины реальными делами доказали своё равенство с мужчинами, то теперь эти попытки оставили. Изменилось представление о роли женщины. Отныне она была прекрасным, слабым полом, тяжёлые условия не должны были её касаться, так как исказили бы её женственность. Она была матерью, хранительницей очага и нравственности. Если женщина выполняла тяжёлые работы, то это служило или примером её самоотверженности (однако, эти тяжести призывали поскорее облегчить, например, автоматизировать труд доярок), или служило демонстративным примером равенства женщин с мужчинами в способностях (единичный полёт женщины-космонавтки). Одновременно прилагались усилия к нахождению особых достоинств женщин, ставивших их выше мужчин. Было признано, что женщины более внимательные, аккуратные, выносливые, обладают лучшим эстетическим чувством. Соответственно этому для женщин старались создать лучшие условия - вплоть до того, что женские отделения в городских банях были красивее и лучше оборудованы, чем соседние мужские (мужчинам, сильным, но грубым и беспорядочным существам, сойдёт и так). Мужчины всё более оттеснялись на тяжёлый, вредный и грязный труд (индустрия, транспорт), женщины всё больше утверждались в более лёгких и приятных сферах (конторы, магазины, персонал курортов и т.д.) Существовало убеждение, что мужчины - сильный пол, а потому его можно сильнее нагружать, а женщины - слабый, и ему нужно помогать. Это было ни с чем не сообразно, так как существует достаточно слабых и больных мужчин и достаточно сильных и здоровых женщин. Несообразно ни с чем, кроме логики и интересов матриархата - а это, конечно, стоит любой другой логики.

Женщины занимали большинство мест, связанных с распределением произведённого мужчинами в тяжёлых условиях советского производства и социалистической эксплуатации. Распределение, отпуск и развес жизненных благ, товаров народного потребления, продуктов питания в условиях дефицита всего - знак доверия и благоволения к женщинам как к полу со стороны социалистической элиты (номенклатуры). Очень напоминает советские лагеря по рассказам Шаламова: и те и другие заключённые, но одни работают на хлеборезке, другие - на лесоповале. Зав. складом, продавщица, товаровед, сотрудница профкома, распределяющая путёвки - как много в этом звуке для сердца советского слилось! Как престижно было иметь таких знакомых, иметь блат, возможность достать, как важно для нормальной жизни! Мужчины здесь встречались как исключение, увидеть мужчину за прилавком продуктового магазина невозможно до сих пор. И наоборот, женщины у станка на машиностроительном предприятии были не типичным явлением, хотя в условиях дефицита раб. силы туда брали всех, и некоторые женщины также честно трудились на заводах, наряду с мужчинами. Вопрос лишь в процентном соотношении полов в сфере торговли и распределения - и в сфере материального производства, только и всего. Стоя по разные стороны прилавка магазина, покупатель и продавщица (вся торговля была государственной, ничего частного в стране не было) исполняли разные роли - один был униженным просителем, другая - хозяйкой, которую уже давно распёрло от гордости, и которая может показать товар, а может и не показать, может нахамить, а может и не нахамить - по желанию. Такие отношения также способствовали воспитанию в советских мужчинах чувства уважения к женщине. Видя её в роли начальницы даже в сфере распределения, несомненно важной (ведь это конечный пункт всей работы страны, ради этих продуктов всё и вертится), мужчина должен был по меньшей мере осознать кто есть кто. Это только в случае получения того обязательного ассортимента, который должен был выдаваться в магазинах за деньги всем. Если же вопрос касался дефицита, то тут развивались такие гибкие и сложные фибры души, описать которые под силу лишь большому сатирику. (О том, как проходил отбор на работу в торговлю по половому признаку, поведал писатель В.Чекунов в рассказе "УПК")

В советских медицинских книжках и популярных статьях на тему полового воспитания объяснялось: женщина - существо чистое, разборчивое в своих половых чувствах, в то время как мужчина по своим свойствам во время полового желания не разбирает, с какой партнёршей вступает в связь. На официальном языке это называлось: неразборчивость в половых связях. Такие статьи в советских газетах и журналах были явным примером дискриминации мужчин как пола, диффамации и пренебрежения к ним как к ущербным, грязными, неполноценным в сравнении с женщинами существам.

На фоне положения женщин в СССР обращает на себя внимание полное отсутствие каких-либо шагов в направлении улучшения положения мужчин как пола. В советское время мужчинам не было места даже в официальной риторике. Само слово "мужчина" старались употреблять меньше. Немыслимо было услышать словосочетание "охрана отцовства". Вместо слова Отечество для обозначения страны стало употребляться слово Родина. Уделом мужчин был "героизм" на фронте, на производстве (так называлась самая нещадная эксплуатация). С 1960 по 1997 гг. коэффициент брачности населения России уменьшился в 2 раза. Очевидно, условия, ожидавшие людей в семье, не всех устраивали, и некоторых даже отвращали. В период с 1961 по 1981 год разница продолжительности жизни полов в пользу женщин увеличилась с 9 до 12 лет. Если к этому прибавить огромное число абортов - не слишком ли много "достижений" получено за время матриархата? В экономике и общественной жизни этот период назван эпохой "застоя"... Женщины жили в другом мире, более лёгком и привилегированном, что и сказалось на их значительно большей продолжительности жизни. Женщины уходили на пенсию на 5 лет раньше мужчин, и отдыхали по статистике примерно столько же, сколько был их трудовой стаж - 20 лет. Мужчины должны были трудиться до пенсии 25 лет, выходили на пенсию в 60 лет и отдыхали в среднем 3 года.

Жена с мужем на улице советского города, 1960е годы. У жены в руках - ничего, кроме власти над мужем, но этого достаточно: муж за неё катит коляску.

Демонстрация женщинами в общественных местах подчинённого положения мужчины

В 1960-1980е годы была распространена картина, когда при входе женщины в общественный транспорт, если не было свободного места, мужчина нервно дёргался, вскакивал и уступал место. Если он этого не делал, женщина могла сварливо потребовать уступить ей место, и опозоренный мужчина так или иначе должен был уступить (это звучало так: "Мущщина! Уступитя место!!!" или "Что это за мужик такой?! Видит, что женщина стоит..."). Официальная пропаганда предписывала такое поведение: подросток должен был уступать старшим, мужчина, особенно молодой мужчина, - женщине... Уже в середине 1990х в ответ на громогласные требования женщин уступить место мужчины столь же сварливо посылали на, а сейчас при входе женщин никто не пошевелится, и сами женщины уже не решаются требовать. В салоне автобуса стоит тяжёлое молчание. Похоже, мужчины начали что-то понимать, и женщины начали понимать, что мужчины начали понимать.

В управлении государством

Женщины занимали высшие руководящие посты в советском государстве. Вот некоторые примеры. С 1985 по 1990 г. пост Председателя Президиума Верховного Совета Украинской ССР занимала женщина В.Шевченко. С 1975 года она была заместителем председателя Президиума Верховного Совета УССР. Другой пример - женщина занимала последовательно посты председателя Президиума Верховного Совета Узбекской ССР, а затем - один из высших постов в Верховном Совете СССР. М.Восленский в указанной монографии делится своими впечатлениями от встречи с этой женщиной:

"Весной 1967 года я был в Ташкенте в качестве представителя Советского комитета защиты мира, сопровождая группу видных западногерманских гостей комитета. Нас приняла уже упоминавшаяся в главе 3 член ЦК КПСС Ядгар Насриддинова - Председатель Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. Насриддинова - нестарая узбечка в лиловом платье - медленно, низким голосом рассказывала нам о счастливом социалистическом Узбекистане, и выглядела она как мудрая мать республики. Когда немецкие гости распрощались и вышли, Насриддинова переменилась. Она деловито спросила нас, удалась ли ей речь, с видимым удовольствием выслушала комплименты, энергично жестикулируя, сказала, что следует показать немцам в Ташкенте, а чего не следует, и потом с наслаждением произнесла: "Теперь пойду на заседание Президиума - расстреливать и миловать". Тогда я еще думал, что радость ее - всего лишь выражение чувств сатрапки, дорвавшейся до власти над жизнью и смертью людей. Я еще не знал, что за помилование Насриддинова брала взятку 100 000 рублей, так что наслаждение испытывала от получаемого бакшиша.

Что случилось с Насриддиновой? Отдали под суд? Нет, она поднялась еще выше по номенклатурной лестнице: стала Председателем Совета Национальностей, второй палаты Верховного Совета СССР. В следующий раз я встретил ее во время парада 7 ноября на гостевой трибуне Красной площади около Мавзолея." (Восленский М.С. Номенклатура. - М.: "Советская Россия" совм. с МП "Октябрь", 1991., стр.287)

Даже официально политическая власть в руках женщин была не маленькая. Кроме официальной политической власти, была неофициальная - через мужей. Наиболее известным был случай жены М.Горбачёва Раисы, о которой открыто писали и говорили как о руководительнице своего мужа, президента СССР в переломный момент его существования. Сам М.Горбачёв на прямые вопросы на эту тему выражался уклончиво: я с ней советуюсь. Н.С.Хрущёв был обязан своей карьерой влиятельной женщине, не занимавшей, однако, никакого официального поста. В учебнике истории Филиппова А. В. "Новейшая история России. 1945-2006 гг." говорится: "Сложность положения Хрущева определялась тем, что он был всецело обязан своей политической карьерой Сталину. Этому помог случай - в начале 1930-х гг. он учился в Промышленной академии вместе с женой Сталина Надеждой Аллилуевой и поднялся на высоту государственной власти во многом благодаря ее рекомендациям". Жёны советского руководства, их надзор за мужьями - отдельная большая тема.

Неформальная роль жён руководителей в политике - черта не только СССР. Известно, что четвёртая жена Мао Цзэ-Дуна "опекала его как человека и помогала ему как руководителю; незаметно она взяла в свои руки часть его полномочий". Позже, в период "культурной революции" она открыто вмешивалась в политику, стала главой "банды четырёх". Имя Цзян Цин стало в Китае нарицательным для обозначения жестокой и хитрой женщины. Характер третьей жены Мао Цзэ-Дуна заставляет задуматься о психологии этого руководителя; как-то трудно себе представить нормального, несоциалистического мужчину рядом с такой тётей: "Хэ Цзы-чжэнь - девушка из крестьянской семьи. Она уже 10 лет носит солдатскую форму, дралась на фронте, организовывала отряды женщин-бойцов, ухаживала за больными... В боях она получила 20 шрапнельных ран... в великом походе Красной Армии на северо-запад... она была беременна и родила в пути." Ребёнка она бросила в какой-то крестьянской семье. Все пятеро дочерей от этого брака были отданы на воспитание в крестьянские семьи. (Сведения и цитаты из книги Ф.М.Бурлацкий "Мао Цзэ-Дун", М., 1976, стр.69).

Как номенклатура тасовала свою колоду - не столь важно, примеры занятия женщинами высших постов приведены лишь в качестве дополнительного штриха в общей картине. Занятие или незанятие женщинами высших постов в государстве не является необходимым признаком матриархата. В азиатских странах (Бангладеш, Индия, Пакистан, Турция) женщины-главы государства существуют одновременно с патриархальным обществом. И наоборот, страна с главой-мужчиной может быть матриархальной. Под матриархатом следует понимать общественный строй, при котором главенствующее положение в семье, первичной ячейке общества, занимает женщина. Обычно положение в семье сопровождается также соответствующим положением и в других сферах жизни общества, хотя, в принципе, это не обязательно (и в СССР была распространена ситуация, когда муж был большим начальником на работе, а, приходя домой, становился "мальчиком на побегушках" у жены).

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх