На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Ну тут точно как по учебнику " ведомый - ведущий".Муж тайком от мен...
  • Майя Maja
    Это проблема всех нищебродов, которые хотят "соответствовать" и "на последние" или даже в кредит летают заграницу. Эт...Как жадная турист...
  • Майя Maja
    Страшнее не придумать как такой пацан жить дальше будет. Для него форма  важнее содержания)))Я открыла рот от ...

Болезнь Фриды, часть 1


"Сломанная колонна"
Прошло чуть больше века с момента рождения Фриды Кало (1907–1954), самой эмоциональной художницы ХХ века, а ее жизнь завораживает не только искусствоведов и поклонников ее таланта, но и врачей. Великая мексиканская художница Фрида Кало без сомнения остается одной из самых загадочных персон XX века не только в связи с перипетиями ее личной жизни. Загадка ее физической и душевной боли, выраженной различными художественными приемами, окружает ее и поныне, постоянно обрастая все новыми и новыми деталями. Ее творчество по словам ее биографа Хайден Эрерры – один из ярчайших примеров арт-терапии, «изображая себя кровоточащей, проливающей слезы, с развороченными внутренностями, она превращала свою боль в искусство». В описаниях ее жизни часто делается акцент на душевные, а не соматические недуги, тогда как физическая составляющая отходит на второй план.

В шесть лет девочка из состоятельной семьи заболела полиомиелитом - заболеванием, поражающим спинной мозг, что привело к вялому парезу правой нижней конечности: двигательные нарушения со снижением мышечного тонуса у людей, заболевших в детстве, часто имеют тяжелые последствия - паретическая конечность значительно отстает в росте, даже после достаточного восстановления, а если страдают не только мышцы бедра, но и голени, обеспечивающие различные движения стопы, развивается деформация стоп, появляется хромота. Фрида маскировала свою асимметрию, надевав сразу несколько чулок на «тощую» ногу и в 15 лет отправилась в Препаторию − Национальную подготовительную школу, готовясь стать врачом (этому желанию не суждено осуществиться). Однокурсники утверждали, что Фрида не стеснялась своей хромоты. Более того, она часами с восхищением наблюдала за работой художника-монументалиста Диего Ривейра, который украшал Препаторию росписью «Созидание», и даже стала кокетничать с ним.
Надо сказать, что эта несчастная правая конечность была ампутирована 40 годами позже, но уже по иной причине, на что неунывающая Фрида сказала: «А зачем ноги человеку, который летает?»
Жизнь Фриды резко изменилась в возрасте 18 лет, когда она попала в страшную аварию: трамвай врезался в автобус, в котором она ехала. У нее были множественные переломы костей, в том числе тел позвонков L3 и L4, и глубокое проникающее ранение живота металлическим стержнем. После неоднократных хирургических вмешательств она на несколько месяцев оказалась заключенной в гипсовый корсет, страдая от сильной боли. Несмотря на обещания врачей, генерализованная скелетно-мышечная боль задержались с ней на всю оставшуюся жизнь. На протяжении многих лет предполагались различные диагнозы, приглашались лучшие врачи, чтобы понять причину ее хронического болевого синдрома, исключались туберкулез и даже сифилис (есть данные о позитивной RW, вероятно, ложноположительной, но об этом во второй части).

Она получала разнообразные лечебные процедуры, включая длительное ношение гипсового или даже металлического корсета. В попытках облегчить ее боль были выполнены несколько ортопедических операций на позвоночнике, как в Мексике, так и в Соединенных Штатах, однако уменьшения симптомов достигнуто не было. Несмотря на изнуряющую боль Фрида вела активную жизнь. У нее был бурный роман со знаменитым мексиканским монументалистом Диего Ривейрой, переросший затем в не менее бурный брак. Она много путешествовала, общалась с мировыми социалистическими лидерами и известными художественными деятелями того времени.
Фрида начала рисовать сразу же после аварии. Когда она была иммобилизована гипсовым корсетом, она использовала специальный мольберт и зеркало, которое было прикреплено к ее кровати. Фрида была самоучкой, рисовавшей больше для себя, и поначалу никто ее работами особо не интересовался - обычный примитивизм. Это уже позже Фриду сами сюрреалисты будут считать одной из самых ярких «своих» представителей, а одна из ее картин «Корни» на аукционе Sotheby′s в 2005-ом будет оценена в 7млн долларов.
Мучения и боль - общие темы практически всех ее работ. Как заметил Хайден Эррера, описывая «Сломанную колонну»: «определенная бесстрастность и даже безучастность Фриды создает почти невыносимое напряжение. Боль становится практически физически ощущаемой зрителем – боль от гвоздей, вбиваемых в ее обнаженное тело…Огромная и бесплодная равнина на заднем плане только усиливает страдание». Боль, с которой Фрида Кало вынуждена была делить собственное тело всю жизнь, кажется, отображена на этой картине в абсолютной степени. Сложно поверить, но даже к этой глубоко трагической картине Фрида «спрятала» надежду: в каждом ее зрачке изображен крошечный белый голубь.
Есть все основания полагать, что Фрида Кало страдала от фибромиалгии. Во всяком случае, такая гипотеза была высказана группой докторов из Мехико под руководством Мануэля Мартинеза Лави в 2000г. совместно с доктором Леонардо Самудио, который открыл доступ к медицинским картам Фриды. Относительно недавно были описаны критерии диагностики фибромиалгии, хотя болезнь «родилась» еще до Фриды: в 1904 году Вильям Говер применил термин «фиброзит» для описания схожих симптомов, однако далее мнения ученых разошлись: одни считали, что первичен «фиброзит» и именно он приводит к появлению болей в мышцах и депрессии, другие полагали, что психологическое напряжение приводит к «зажатости» («психогенный ревматизм»). Фибромиалгия характеризуется распространенной хронической мышечно-скелетной болью, депрессией, нарушением сна, утренней скованностью, повышенной утомляемостью. Для болезни характерно наличие на теле болезненных участков или «болевых точек». Считается, что около 5 % мирового населения имеет симптомы фибромиалгии.

Современная концепция фибромиалгии, созданная в середине 70-х годов, базируется на наличии локальной повышенной чувствительности, так называемых «болевых точках». В 1990г. были разработаны диагностические критерии. Главным механизмом в формировании хронической боли является феномен центральной сенситизации - после длительной периферической болевой стимуляции остается определенный уровень возбуждения в центральных сенсорных нейронах заднего рога, который поддерживает боль даже при отсутствии в дальнейшем периферической патологии. Кроме этого, сенситизация может возникнуть и без периферического повреждения. Именно поэтому многих пациентов, у которых не выявляют причин боли, даже до настоящего времени врачи рассматривают как ипохондриков.
Диагноз фибромиалгии объясняет хроническую, сильную, распространенную боль Фриды, сопровождающуюся глубоким утомлением. Это также объясняет отсутствие ответа на различные формы лечения.
Рисунок в дневнике Фриды укрепляет такое предположение. На нем изображено 11 стрел, вонзенных в тело Фриды, причем именно в общепризнанные «болевые точки».


Продолжение следует...
1. Herrera H. Frida: a biography of Frida Kahlo. New York: Harper Row; 1983.
2. Tibol R. Frida Kahlo: una vida abierta. Mexico City: Universidad Nacional Auto´noma de Me´xico; 1998.
3. Zamora M. Frida Kahlo: the brush of anguish. San Francisco: Chronicle Books; 1990.
4. Monsiva´is C. Vazquez-Bayod R. Frida Kahlo: una vida, una obra. Mexico City: Conaculta; 1992.
5. Del Conde T. Frida Kahlo: la pintora y el mito. Mexico City:Universidad Nacional Auto´noma de Me´xico; 1992.
6. Wolfe F, Smythe HA, Yunus MB, Bennett RM, Bombardier C, Goldenberg DL, et al. The American College of Rheumatology 1990 criteria for the classification of fibromyalgia: report of the multicenter criteria committee. Arthritis Rheum 1990;33:160–72.
7. Martı´nez-Lavı´n M, Hermosillo AG, Rosas M, Soto M-E. Circadian studies of autonomic nervous balance in patients with fibromyalgia: a heart rate variability analysis. Arthritis Rheum 1998;41: 1966–71.
8. Buskila D, Neumann L, Vaisberg G, Alkalay D, Wolfe F. Increased rate of fibromyalgia following cervical spine injury: a controlled study of 161 cases of traumatic injury. Arthritis Rheum 1997;40:446–52.
9. Freeman P. Frida Kahlo: Diario: autorretrato ı´ntimo. Mexico City: La Vaca Independiente; 1995.


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх