На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алексей Викторович Копелиович
    К сожалению, личность автора для меня играет важную роль при оценке его творчества. Я не знаю как соединить личную "н...Три писателя-подл...
  • ММ
    "Обычно Эдуард возвращался усталым и недовольным. Общение с матерью действовало на него не самым лучшим образом. Тать...— Может, вам и за...
  • Владимир Соколов
    вернись в реальность!Сказала, что не б...

Советский матриархат и государственный феминизм ... (оч. много - ленивым не читать)

Советский матриархат и государственный феминизм

Влияние свободы абортов на положение в советской семье

Расцвет матриархата в СССР пришёлся на 1955 — 1990 годы. Начало его ознаменовалось принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1955 г. «Об отмене запрещения абортов», который «оградил женщину от вреда, наносимого ей внебольничными абортами, и предоставил женщине возможность самой решать вопросы материнства» (так оценивает Указ книга «Здоровье женщины» под редакцией проф. О.В.Макеевой, издательство «Медицина», Москва, 1964). Указ вводил свободные аборты, проводимые по желанию женщины исключительно в медицинских учреждениях. Это привело к улучшению условий проведения абортов, снижению рисков для здоровья женщины при их проведении, вывело их из подполья, хотя не полностью. Другими последствиями Указа были значительный рост уровня абортов (по статистике в 1959 г. достиг в среднем 4 абортов на 1 женщину репродуктивного возраста, учитывая только аборты, зарегистрированные Минздравом) и ущемление репродуктивных прав мужчин-мужей, влияние которых на процесс принятия решений о количестве детей в семье значительно ослабло. Решающее слово в вопросе планирования семьи теперь принадлежало жене, мнение мужа не требовалось. Это изменило роли полов в семье, что не могло не вызвать последствия для общества в целом. Свобода абортов по желанию женщины освободила женщину, раскрепостила её как индивидуума. Теперь женщины могли не бояться последствий своего вольного поведения с мужиками. Таким образом утвердился один из фундаментальных признаков матриархата — свободный групповой брак.

Представления о том, что до указа 1955 г. аборты были полностью запрещены, не соответствуют действительности. В 1955 году аборт всего лишь стал совершенно не контролируемым никем, кроме самой женщины. Он стал рассматриваться таким же личным делом пациентки, как, например, удаление зуба в кабинете стоматолога или поход в парикмахерскую для завивки новой причёски. Это качественно изменило ситуацию. Вернее, проявило её. Маски были сброшены.

Одним из следствий Указа неизбежно становилось дальнейшее ослабление связи между мужем и женой в и без того слабой советской семье, указ нанёс удар по институту семьи в целом.

В проблеме абортов видна противоположность интересов матери и ребёнка. Ребёнок также считается её безраздельной собственностью — она может принять решение о его жизни и смерти, не спрашивая ничьего мнения. Всё это — явные, серьёзные признаки матриархата, то есть власти женщины. Поскольку такую власть женщине вручило государство своим законом, государство отражает интересы матриархата и является матриархальным.

Вполне понятно, что институт абортов, в особенности свободных абортов по выбору одного из полов, имеет огромное влияние на жизнь общества. Несмотря на это, аборты считались (и до сих пор считаются) всего лишь медицинским вопросом, вопросом охраны здоровья женщины и не более того. Напрасно было бы искать упоминание об абортах в Семейном кодексе. Аборты регулируются скромными малоизвестными документами — медицинскими инструкциями, несколькими строчками в законе об основах законодательства об охране здоровья (подробнее о роли абортов здесь).

***
Женщина в советской семье определяла и другие вопросы семейной жизни — от рациона питания до покупки нового гарнитура. Это знают все, кто жил в СССР. В Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом в начале 1960х, подчеркивалась необходимость полностью устранить остатки неравного положения женщины в быту. В чём заключалось это неравенство, партия не уточняла, потому что уточнять было нечего — неравенства в быту не было. Вернее, оно было, но неравным был мужчина, а не женщина, женщина к тому времени была уже гораздо «равнее» мужчины. В советском парламенте (Верховном Совете СССР) существовал «Комитет по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства». В названии его сгруппированы все ключевые слова (женщина, семья, материнство, дети), что с предельной ясностью выражает ассоциацию семьи с женщиной. Нет здесь только слов «отец» и «мужчина». Семья, как видно, нуждалась не просто в поддержке, но в такой фортификационной операции как охрана. От кого её нужно было охранять? Наверное, от тех, чьё имя было изгнано из парламента как совершенно недостойное и не относящееся к семье. Вместе с государством советская женщина держала круговую оборону от многочисленных видимых и невидимых врагов.

Ассоциация семьи с женщиной зашла так далеко, что регистрацию браков в ЗАГСах стали проводить исключительно женщины. Государство понимало психологическую важность, символичность церемонии бракосочетания для расстановки сил в дальнейшей семейной жизни и полностью устранило из ЗАГСов мужчин, как бы говоря: вам тут делать нечего. Но ещё на заре сов. власти, как мы помним по роману «12 стульев», в ЗАГСе работали мужчины. (Кроме того, в ЗАГСах чиновницами принимаются важные для семейной и личной жизни решения в рамках семейного законодательства.)
Дискриминация мужчин и привилегии женщинам
Важным признаком матриархата является дискриминация мужчин. Дискриминация по определению означает факт господства одной стороны и подавления, ущемления прав другой. Дискриминация определяется простым выявлением неравного положения одной из сторон, выявлением существования льгот, привилегий, особого положения другой стороны.

Из-за ограниченных размеров статьи дискриминацию мужчин в СССР отдельно рассматривать не будем (факты дискриминации постоянно затрагиваются на всём протяжении статьи, и при желании читатель может сгруппировать их в отдельный раздел самостоятельно). Уже указано, что элементы дискриминации видны в статье 122 Конституции. Дискриминация, в частности, проявлялась на производстве. Кодексом законов о труде было запрещено использовать труд женщин на тех работах, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на организм женщины, но то же не было запрещено для мужчин; существовали разные нормы в условиях и оплате труда, для женщин устанавливались привилегии, объясняемые заботой о её здоровье и материнстве, беременности и последующем выращивании ребёнка. Приведём один пример запрета на женский труд в ночную смену. В то время как мужчины возвращались после ночной смены в состоянии полного одурения от каторжного ночного труда, женщины только пробуждались от сладкого сна. Женщина занимала господствующее положение при решении тех или иных вопросов и конфликтов не только в семье, но и на производстве. Женщина легко могла отказаться от просьб начальника остаться сверхурочно, а чтоб выйти на работу в выходные и речи быть не могло (она — мать, женщина, её ждёт дома семья и дети), мужчина в аналогичных случаях обязан был безропотно согласиться, или его ждали кары и немилость начальства. В таких ситуациях действовали также концепции «слабого» и «сильного» пола. Полный список привилегий женщин в трудовой сфере вынесен из-за его огромного объёма на отдельную страницу.

Примерами неравного положения мужчин могут быть такие явления, довольно распространённые в СССР, как насильственное помещение мужа в ЛТП по заявлению жены, установление опеки и контроля за зарплатой и пенсией мужа, ограничение дееспособности мужа по заявлению жены, считающей, что тот злоупотребляет спирт.напитками (статья 16 Гражданского кодекса РСФСР).6

Кратко положение полов в СССР можно обрисовать фразой:
отбойный молоток и обязанности — мужчинам, цветы и привилегии — женщинам.
Но как в таком случае оправдать всё это неравноправие, представив его равноправием? Только с помощью вздохов о тяжкой участи женщин, которым что-то недодают, куда-то не пускают, в чём-то ущемляют… И этими вздохами женские организации наполнили эфир, интернет, информационное пространство в целом. Эта нездоровая атмосфера поддерживается десятки лет. После такой промывки мозгов могут ли представители обоих полов воспринимать реальность адекватно?
Почему мужчины подчинялись?

Отношения между полами при матриархате или патриархате — это отношения господства и подчинения. Определение строя — это вопрос определения того, кто кому подчиняется, кто принимает решения. Если в семьях матриархат, то мужчины подчиняются женщинам? Да. Как такое может быть, если мужчина сильнее? — такой вопрос занимает мужчин и женщин. — Что заставляет его подчиняться, почему он не может настоять на своём?

В других статьях сайта даны ответы на такие вопросы, но для тех, кто не имеет времени читать всё, поясним с помощью самых очевидных примеров.

• Мужчина сильнее? — А на то предусмотрена милиция и админ. ответственность за дебоширство и хулиганство (сейчас это называется «домашнее насилие»). В случае если конфликт интересов между мужем и женой становился слишком бурным, женщина обращалась в милицию. Впрочем, и угрозы такого действия было достаточно.

• Мужчина — хозяин в семье? — А попробуйте настоять на своём даже в мелочах, если на каждое возражение следуют истеричные угрозы развода. Развод же советскими законами был оборудован таким образом, что в результате его мужчина лишался всего — половины имущества, квартиры, детей. На всю оставшуюся жизнь он становился крепостным, платящим дань бывшей жене — алименты. Фактически развода не существовало, он лишь декларировался, если понимать под разводом действительное прекращение связей между супругами-врагами и полное освобождение для попытки начать жизнь заново. Развод был более выгоден жене, чем мужу, и поэтому угроза развода и превращения в разорённого бомжа была действенной. Уже одна она не позволяла мужу командовать в семье, командовала жена.

В советских семьях царил изощрённый моральный террор, манипуляции, на которые женщины стали большими мастерицами, мужчина был превращён в слугу. Часто можно было наблюдать картину, когда муж у жены был явно ниже её по статусу, образовательному и материальному уровню. Например, жена интеллигентка и муж низко-квалифицированный рабочий, а то и опустившийся алкоголик. Эти странные картины можно легко объяснить желанием иметь при себе покорного слугу, который бы не создавал проблем и знал своё место.

Условия в семье, нервная обстановка вносили вклад в тот рост мужской смертности, который происходил в СССР с середины 1960 годов. При этом женская смертность в целом оставалась неизменной. Избежать серьёзных проблем, связанных с матриархатом, мужчина мог только не вступая в брак и не связываясь с женщиной. Многие мужчины это понимали — с 1960 по 1997 гг. коэффициент брачности населения России уменьшился в 2 раза. Действительно, если матриархат — это семейный строй, то избежать его последствий можно, не вступая в брак и не создавая матриархальную семью. Живя самостоятельно, можно было избежать тех тягостных последствий, которыми оборачивался брак. Отношения же на работе, на улице и т.п. регулируются уже совсем другими законами — социальными, а не семейными. Они тоже были несколько тенденциозными, но это была уже меньшая проблема. Ведь есть разница — попасть в самое жерло вулкана, или остаться от него на расстоянии.
Изнасилования
В делах об изнасилованиях позиция мужчины в суде была неравноправной — суд был склонен доверять обвинениям со стороны женщины, и не верил отрицанию своей вины мужчиной. (В делах об изнасилованиях часто невозможно точно, без сомнения удостовериться, что половой акт, если он имел место, был совершён насильно, а не по согласию; ведь обычно половые акты совершаются не публично, а в уединённом месте без свидетелей.) Такая позиция мужчины в суде указывает на его ущербное по сравнению с женщиной положение. Иногда доходило до анекдотических случаев: вошедшая во вкус девица, успешно отправив на зону одного парня, приходила в отделение милиции со следующим заявлением на очередную жертву. Тут уж запомнившим её сотрудникам правоохранительных органов приходилось ей возражать: что ж вы так, всё время вас насилуют…

Тема изнасилований затронута здесь потому, что характерна для матриархата, она предоставляет благодатную почву для оговоров, шантажа, вымогательства со стороны отдельных беспринципных женщин. В условиях матриархата и определённой практики разрешения споров об изнасиловании в судах угроза подать заявление давала возможность манипулировать мужчинами.

Статья «изнасилование» — статья, направленная исключительно против мужчин («Субъект изнасилования специальный. Им может быть только лицо мужского пола, достигшее к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.»). Введена в УК через несколько лет после окончания войны 1941-45 гг. В УК республик СССР обратный случай, когда женщина насилует мужчину или мальчика, или сексуально домогается, не предусматривался, а потому такие действия наказанию не подлежали. Сама мысль, что женщина способна на такие грязные поступки была святотатством — ведь уже в 1950е годы сложился развитый культ Матери. Подробнее о проблеме изнасилований — в отдельной статье.
Как понимали равенство полов и разницу между полами
Женский пол занимал привилегированное положение в отношении службы в армии — женщины не служили срочную службу, а мужчины по достижении 18-летнего возраста были обязаны это делать (2 или 3 года в зависимости от рода войск). И это несмотря на статью 132 Конституции СССР, которая гласила: «Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооружённых Сил СССР представляет почётную обязанность граждан СССР». До сих пор активистки женского движения странным образом забывают о нереализованном праве (и обязанности!) женщин служить в армии наравне с мужчинами на срочной службе.

С определённого момента в СССР равноправие женщин стало пониматься как освобождение от тяжёлых обязанностей, возложение их на мужчин. В примерах, приведенных выше, мы наблюдаем проявление матриархата во внесемейных сферах жизни общества, так как привилегия освобождения от тяжёлых обязанностей — сама по себе благо, доступное только господствующим группам общества.

Если в 1930е годы делались попытки сравнять женщин с мужчинами в выполнении тяжёлых работ (обучали работе на тракторе, бульдозере) с тем, чтобы женщины реальными делами доказали своё равенство с мужчинами, то теперь эти попытки оставили. Изменилось представление о роли женщины. Отныне она была прекрасным, слабым полом, тяжёлые условия не должны были её касаться, так как исказили бы её женственность. Она была матерью, хранительницей очага и нравственности. Если женщина выполняла тяжёлые работы, то это служило или примером её самоотверженности (однако, эти тяжести призывали поскорее облегчить, например, автоматизировать труд доярок), или служило демонстративным примером равенства женщин с мужчинами в способностях (единичный полёт женщины-космонавтки). Одновременно прилагались усилия к нахождению особых достоинств женщин, ставивших их выше мужчин. Было признано, что женщины более внимательные, аккуратные, выносливые, обладают лучшим эстетическим чувством. Соответственно этому для женщин старались создать лучшие условия — вплоть до того, что женские отделения в городских банях были красивее и лучше оборудованы, чем соседние мужские (мужчинам, сильным, но грубым и беспорядочным существам, сойдёт и так). Мужчины всё более оттеснялись на тяжёлый, вредный и грязный труд (индустрия, транспорт), женщины всё больше утверждались в более лёгких и приятных сферах (конторы, магазины, персонал курортов и т.д.) Существовало убеждение, что мужчины — сильный пол, а потому его можно сильнее нагружать, а женщины — слабый, и ему нужно помогать. Это было ни с чем не сообразно, так как существует достаточно слабых и больных мужчин и достаточно сильных и здоровых женщин. Несообразно ни с чем, кроме логики и интересов матриархата — а это, конечно, стоит любой другой логики.

Женщины занимали большинство мест, связанных с распределением произведённого мужчинами в тяжёлых условиях советского производства и социалистической эксплуатации. Распределение, отпуск и развес жизненных благ, товаров народного потребления, продуктов питания в условиях дефицита всего — знак доверия и благоволения к женщинам как к полу со стороны социалистической элиты (номенклатуры). Очень напоминает советские лагеря по рассказам Шаламова: и те и другие заключённые, но одни работают на хлеборезке, другие — на лесоповале. Зав. складом, продавщица, товаровед, сотрудница профкома, распределяющая путёвки — как много в этом звуке для сердца советского слилось! Как престижно было иметь таких знакомых, иметь блат, возможность достать, как важно для нормальной жизни! Мужчины здесь встречались как исключение, увидеть мужчину за прилавком продуктового магазина невозможно до сих пор. И наоборот, женщины у станка на машиностроительном предприятии были не типичным явлением, хотя в условиях дефицита раб. силы туда брали всех, и некоторые женщины также честно трудились на заводах, наряду с мужчинами. Вопрос лишь в процентном соотношении полов в сфере торговли и распределения — и в сфере материального производства, только и всего. Стоя по разные стороны прилавка магазина, покупатель и продавщица (вся торговля была государственной, ничего частного в стране не было) исполняли разные роли — один был униженным просителем, другая — хозяйкой, которую уже давно распёрло от гордости, и которая может показать товар, а может и не показать, может нахамить, а может и не нахамить — по желанию. Такие отношения также способствовали воспитанию в советских мужчинах чувства уважения к женщине. Видя её в роли начальницы даже в сфере распределения, несомненно важной (ведь это конечный пункт всей работы страны, ради этих продуктов всё и вертится), мужчина должен был по меньшей мере осознать кто есть кто. Это только в случае получения того обязательного ассортимента, который должен был выдаваться в магазинах за деньги всем. Если же вопрос касался дефицита, то тут развивались такие гибкие и сложные фибры души, описать которые под силу лишь большому сатирику. (О том, как проходил отбор на работу в торговлю по половому признаку, поведал писатель В.Чекунов в рассказе «УПК», отрывок из него здесь >)

В советских медицинских книжках и популярных статьях на тему полового воспитания объяснялось: женщина — существо чистое, разборчивое в своих половых чувствах, в то время как мужчина по своим свойствам во время полового желания не разбирает, с какой партнёршей вступает в связь. На официальном языке это называлось: неразборчивость в половых связях. Такие статьи в советских газетах и журналах были явным примером дискриминации мужчин как пола, диффамации и пренебрежения к ним как к ущербным, грязными, неполноценным в сравнении с женщинами существам.

На фоне положения женщин в СССР обращает на себя внимание полное отсутствие каких-либо шагов в направлении улучшения положения мужчин как пола. В советское время мужчинам не было места даже в официальной риторике. Само слово «мужчина» старались употреблять меньше. Немыслимо было услышать словосочетание «охрана отцовства». Вместо слова Отечество для обозначения страны стало употребляться слово Родина. Уделом мужчин был «героизм» на фронте, на производстве (так называлась самая нещадная эксплуатация). С 1960 по 1997 гг. коэффициент брачности населения России уменьшился в 2 раза. Очевидно, условия, ожидавшие людей в семье, не всех устраивали, и некоторых даже отвращали. В период с 1961 по 1981 год разница продолжительности жизни полов в пользу женщин увеличилась с 9 до 12 лет. Если к этому прибавить огромное число абортов — не слишком ли много «достижений» получено за время матриархата? В экономике и общественной жизни этот период назван эпохой «застоя»… Женщины жили в другом мире, более лёгком и привилегированном, что и сказалось на их значительно большей продолжительности жизни. Женщины уходили на пенсию на 5 лет раньше мужчин, и отдыхали по статистике примерно столько же, сколько был их трудовой стаж — 20 лет. Мужчины должны были трудиться до пенсии 25 лет, выходили на пенсию в 60 лет и отдыхали в среднем 3 года.
Культ матери
При матриархате существует культ матери, так же как при патриархате — культ отца. В СССР был культ матери. Мать-женщина постоянно восхвалялась в гос.пропаганде. Мужчины и женщины полностью восприняли культ, по крайней мере в центральной, европейской части СССР. Другое, более трезвое отношение к женщине, характерное для небелых и неславянских народов, воспринималось как цинизм и осквернение самого святого, что есть в жизни.

В проблеме абортов мы уже видели глубокое противоречие между матерью и ребёнком. Картина рождаемости в СССР также не указывала на какие-либо проявления особенно глубокой любви женщины к детям — женщины рожали мало детей, чаще всего в городской семье были один или два ребёнка. Каковы бы ни были причины такого явления (о них спорят), ясно, что в СССР не было объективных оснований для культа Матери, для столь прочной ассоциации в общественном сознании, законодательстве и политике понятий семья, материнство и детство.

Демонстрация женщинами в общественных местах подчинённого положения мужчины
В 1960-1980е годы была распространена картина, когда при входе женщины в общественный транспорт, если не было свободного места, мужчина нервно дёргался, вскакивал и уступал место. Если он этого не делал, женщина могла сварливо потребовать уступить ей место, и опозоренный мужчина так или иначе должен был уступить (это звучало так: «Мущщина! Уступитя место!!!» или «Что это за мужик такой?! Видит, что женщина стоит…»). Официальная пропаганда предписывала такое поведение: подросток должен был уступать старшим, мужчина, особенно молодой мужчина, — женщине… Уже в середине 1990х в ответ на громогласные требования женщин уступить место мужчины столь же сварливо посылали на, а сейчас при входе женщин никто не пошевелится, и сами женщины уже не решаются требовать. В салоне автобуса стоит тяжёлое молчание. Похоже, мужчины начали что-то понимать, и женщины начали понимать, что мужчины начали понимать.
В управлении государством


Женщины занимали высшие руководящие посты в советском государстве. Вот некоторые примеры. С 1985 по 1990 г. пост Председателя Президиума Верховного Совета Украинской ССР занимала женщина В.Шевченко. С 1975 года она была заместителем председателя Президиума Верховного Совета УССР. Другой пример — женщина занимала последовательно посты председателя Президиума Верховного Совета Узбекской ССР, а затем — один из высших постов в Верховном Совете СССР. М.Восленский в указанной монографии делится своими впечатлениями от встречи с этой женщиной:

«Весной 1967 года я был в Ташкенте в качестве представителя Советского комитета защиты мира, сопровождая группу видных западногерманских гостей комитета. Нас приняла уже упоминавшаяся в главе 3 член ЦК КПСС Ядгар Насриддинова — Председатель Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. Насриддинова — нестарая узбечка в лиловом платье — медленно, низким голосом рассказывала нам о счастливом социалистическом Узбекистане, и выглядела она как мудрая мать республики. Когда немецкие гости распрощались и вышли, Насриддинова переменилась. Она деловито спросила нас, удалась ли ей речь, с видимым удовольствием выслушала комплименты, энергично жестикулируя, сказала, что следует показать немцам в Ташкенте, а чего не следует, и потом с наслаждением произнесла: «Теперь пойду на заседание Президиума — расстреливать и миловать». Тогда я еще думал, что радость ее — всего лишь выражение чувств сатрапки, дорвавшейся до власти над жизнью и смертью людей. Я еще не знал, что за помилование Насриддинова брала взятку 100 000 рублей, так что наслаждение испытывала от получаемого бакшиша.
Что случилось с Насриддиновой? Отдали под суд? Нет, она поднялась еще выше по номенклатурной лестнице: стала Председателем Совета Национальностей, второй палаты Верховного Совета СССР. В следующий раз я встретил ее во время парада 7 ноября на гостевой трибуне Красной площади около Мавзолея.»


(Восленский М.С. Номенклатура. — М.: «Советская Россия» совм. с МП «Октябрь», 1991., стр.287)

Даже официально политическая власть в руках женщин была не маленькая. Кроме официальной политической власти, была неофициальная — через мужей. Наиболее известным был случай жены М.Горбачёва Раисы, о которой открыто писали и говорили как о руководительнице своего мужа, президента СССР в переломный момент его существования. Сам М.Горбачёв на прямые вопросы на эту тему выражался уклончиво: я с ней советуюсь. Н.С.Хрущёв был обязан своей карьерой влиятельной женщине, не занимавшей, однако, никакого официального поста. В учебнике истории Филиппова А. В. «Новейшая история России. 1945-2006 гг.» говорится: «Сложность положения Хрущева определялась тем, что он был всецело обязан своей политической карьерой Сталину. Этому помог случай — в начале 1930-х гг. он учился в Промышленной академии вместе с женой Сталина Надеждой Аллилуевой и поднялся на высоту государственной власти во многом благодаря ее рекомендациям». Жёны советского руководства, их надзор за мужьями — отдельная большая тема.

Неформальная роль жён руководителей в политике — черта не только СССР. Известно, что четвёртая жена Мао Цзэ-Дуна «опекала его как человека и помогала ему как руководителю; незаметно она взяла в свои руки часть его полномочий». Позже, в период «культурной революции» она открыто вмешивалась в политику, стала главой «банды четырёх». Имя Цзян Цин стало в Китае нарицательным для обозначения жестокой и хитрой женщины. Характер третьей жены Мао Цзэ-Дуна заставляет задуматься о психологии этого руководителя; как-то трудно себе представить нормального, несоциалистического мужчину рядом с такой тётей: «Хэ Цзы-чжэнь — девушка из крестьянской семьи. Она уже 10 лет носит солдатскую форму, дралась на фронте, организовывала отряды женщин-бойцов, ухаживала за больными… В боях она получила 20 шрапнельных ран… в великом походе Красной Армии на северо-запад… она была беременна и родила в пути.» Ребёнка она бросила в какой-то крестьянской семье. Все пятеро дочерей от этого брака были отданы на воспитание в крестьянские семьи. (Сведения и цитаты из книги Ф.М.Бурлацкий «Мао Цзэ-Дун», М., 1976, стр.69).

Как номенклатура тасовала свою колоду — не столь важно, примеры занятия женщинами высших постов приведены лишь в качестве дополнительного штриха в общей картине. Занятие или незанятие женщинами высших постов в государстве не является необходимым признаком матриархата. В азиатских странах (Бангладеш, Индия, Пакистан, Турция) женщины-главы государства существуют одновременно с патриархальным обществом. И наоборот, страна с главой-мужчиной может быть матриархальной. Под матриархатом следует понимать общественный строй, при котором главенствующее положение в семье, первичной ячейке общества, занимает женщина. Обычно положение в семье сопровождается также соответствующим положением и в других сферах жизни общества, хотя, в принципе, это не обязательно (и в СССР была распространена ситуация, когда муж был большим начальником на работе, а, приходя домой, становился «мальчиком на побегушках» у жены).
Выводы
Развитое советское общество было обществом развитого матриархата. Установление матриархата как государственного строя является высшей фазой того движения, которое поначалу называется феминизм и эмансипация женщин. Для своих целей феминизм широко использует лозунги «равенства прав», применяемые цинично, лицемерно и догматично. Можно сказать, что технология укрепления матриархата в СССР заключалась в постоянном декларировании необходимости улучшения положения женщин в сравнении с мужским, безотносительно к уже существующему реально (более лучшему, чем мужское) положению женщин в обществе. Также по этой технологии положение женщин в обществе рассматривается не в комплексе, а разбивается на отдельные частности (бытовые проблемы, проблемы избирательного права, охраны труда и т.п). Та же технология действует и в наши дни. С её помощью матриархат надеется достичь ещё больших зияющих высот. И не случайно, что постоянное демонстративное и лицемерное нахождение женского пола в позе пола якобы «униженного и оскорблённого», нуждающегося в защите и улучшении положения — характерная черта матриархата. Другой чертой феминизма, пришедшего к государственной власти, является паническое избегание употребления слов феминизм и матриархат. В СССР этих слов нельзя было услышать. Они вышли из употребления вскоре после прихода феминизма к власти в 1917 году. Прекратились всякие дискуссии на эту тему. Матриархат вскользь упоминался только на уроках истории в отношении первобытнообщинного общества, был отнесён на сотни тысяч лет назад, подальше от греха. Способность матриархата существовать в современном обществе отрицается и поныне. Учёные ищут матриархат где угодно — в Африке, на островах Тихого океана — но только не у себя под носом. Нет согласия у учёных и в отношении признаков и определения матриархата. Некоторые вообще отрицают возможность существования матриархата когда-либо в человеческой истории.

Ведущую роль в укреплении матриархата в СССР играли высокопоставленные мужчины-законодатели, коих в руководстве советского государства было большинство по сравнению с женским представительством.7

Можно утверждать, что в СССР было построено половое общество, по аналогии с царской Россией, которая была обществом сословным (см. эту статью). Если раньше положение в обществе, права, возможности и ограничения определялись фактом рождения в том или ином сословии, то теперь то же определяется половой принадлежностью. Это верно и для любого современного общества европейского типа. Даже рождение в прослойке номенклатуры не даёт тех неотъемлемых, фундаментальных и наследственных прав и привилегий, которые даёт рождение в классе женщин.

Источник: проект «Матриарахат в СССР», автор: Владимир Ф. Пыцвалт.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх