На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Очень мало гениальных писателей , которые и в жизни вели себя прилично , достойно... Чехов , действит...Три писателя-подл...
  • Алексей Викторович Копелиович
    К сожалению, личность автора для меня играет важную роль при оценке его творчества. Я не знаю как соединить личную "н...Три писателя-подл...
  • ММ
    "Обычно Эдуард возвращался усталым и недовольным. Общение с матерью действовало на него не самым лучшим образом. Тать...— Может, вам и за...

Феменизм - что это такое?

Феменизм - что это такое?

Еврейские феминистки ( первая волна ) Европа

olatok
September 3rd, 2010
Вопрос о гибкости патриархальных взглядов в иудаизме с некоторых пор не давал мне покоя. Скорее вопрос о том какими правами обладала женщина в еврейском обществе, была ли в нем проблема гендерной серегации и если да, то как активно женщины принимали участие в движении феминизма во всех его проявлениях, не исключая суфражизм, эмансипацию и радикалный феменизм 60-70х ХХв.

Многие источники говорят о том, что огромное колличество еврейских женщин были и есть активистками этого движения, которое несомненно повлияло на правовой статус женщны во всем мире. Кроме того, существует явление "Еврейского феминистического движения", которое стремится улучшить религиозной, правовой и социальный статус женщины в иудаизме и открыть новые возможности для религиозного опыта еврейских женщин.

Наиболее важные направления в Торе посвящены образованию в образе жизни девочек и молодых женщин, всех жен и матерей, чтобы просвещать, обучать и побуждать их реализовать свой потенциал во имя успешности их бытия в семье. Видение женского начала в ортодоксальном иудаизме может быть сопоставлено со стихами царя Соломона,"Женщина за отвагу".


Царь Соломон,
который хвалит в женщине такие качества, как мудрость, мужество, творчество, деловые качества, а также глубокое понимание и признание того, как относиться к лицам в соответствии с их специфическими потребностями.



Приведу наиболее яркие имена и наиболее значительные факты еврейского феменизма, в котором немало общих черт с идеями эмансипации евреевв - в основе чего заложено убеждение в том, что для раскрепощения угнетенной группы необходимо прежде всего устранить факторы формального правового неравенства и это приведет к уничтожению неравенства в общественной и профессиональной сферах.

Истоки феминизма принято датировать концом 18-го — началом XIX-го века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина, стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX-го века.

В конце 18 в. – начале 19 в.эмансипацию женщин олицетворяли в Европе такие яркие личности, как Доротея Шлегель, Генриетта Герц, Рахель Фарнхаген-Левин (1771–1833)

Доротея Шлегель - одна из самых знаменитых женщин еврейского происхождения, старшая дочь Мозеса Мендельсона.

http://www.eleven.co.il/article/12712

Получила известность в качестве литературного критика, писательницы, спутницы жизни и супруги Фридриха Шлегеля. Одна из самых знаменитых женщин еврейского происхождения.




http://www.eleven.co.il/article/14849
http://ru.wikipedia.org/wiki/Шлегель,_Доротея

Генриетта Юлия Герц (нем. Henriette Julie Herz, урожд. де Лемос; 5 сентября 1764, Берлин — 22 октября 1847, там же) — писательница эпохи раннего романтизма, хозяйка знаменитого берлинского литературного салона. Супруга врача и писателя Маркуса Герца.
Генриетта родилась в еврейской семье, её предки по отцовской линии бежали от инквизиции из Португалии. Отец Генриетты — знаменитый врач и директор еврейской больницы в Берлине, мать — дочь еврейского врача. Получила прекрасное образование; в совершенстве владела многими языками, в том числе ивритом; переводила на немецкий язык произведения европейских писателей. Обладая незаурядным умом и необыкновенной красотой, Герц превратила свой дом в Берлине в салон, который посещали крупнейшие ученые, писатели и общественные деятели того времени: Ф. Шиллер, Жермена де Сталь, Л. Бёрне, О. Мирабо, дочь М. Мендельсона Доротея, А.-Ф. Гумбольдт, которому она преподавала иврит и с которым переписывалась на этом языке. Герц была яркой фигурой эпохи ассимиляции немецкого еврейства.
С апреля 2000 года имя Генриетты Герц носит одна из площадей Берлина.

Генриетта Юлия Герц


Портрет работы Антона Графа. 1792

http://www.eleven.co.il/article/11129
http://ru.wikipedia.org/wiki/Герц,_Генриетта

Рахель Фарнхаген фон Энзе 19 мая 1771, Берлин — 7 марта 1833, там же) — немецкая писательница еврейского происхождения. Рахель Фарнхаген относят к эпохе романтизма и европейского Просвещения. Она выступала за права евреев и женщин.Рахиль Фарнхаген фон Энзе обрела известность салонным способом. Но путь к нему оказался нелегким. Рахиль Левин (это ее девичья фамилия) была дочерью богатого еврейского купца и с ранних лет испытывала неудовлетворенность своим положением. Да, она не ведала нужды, могла позволить себе многое. Но при этом она не была аристократкой (первая ущербность), была женщиной (вторая) и к тому же еще еврейкой (о, Б-же, как жить дальше?!.)


Портрет Рахель Фарнхаген фон Энзе

http://ru.wikipedia.org/wiki/Фарнхаген_фон_Энзе,_Рахель
http://www.peoples.ru/state/citizen/farnhagen/


Главным же достоянием Рахили были ее живой ум, образованность и умение разговаривать. О, это целая наука — вести диалог: где-то просто выслушать партнера, где-то ему поддакнуть, высказать свою точку зрения, деликатно поспорить с ним и, главное, понять своего визави, настроиться на «его волну». В этом смысле Рахиль прекрасно усвоила библейскую мудрость: «Изо всех сил своих учитесь понимать»

В сорокалетнем возрасте Рахиль вышла замуж за политического журналиста и прусского дипломата Августа Фарнхагена фон Энзе, который был на 14 лет ее моложе. Эту разницу в летах Рахиль умело покрывала блеском своего интеллекта (есть мужчины, которые любят женщин исключительно за их ум, именно таким и был Фарнхаген). Замужество Рахили позволило ей перенести салон из родительской мансарды в свой богатый дом в Берлине. Там салон обрел второе дыхание: все больше знаменитых людей тянулось к нему. Вот что писал один из современников, посещавших салон Рахили: «О чем только не упоминала она в течение часа беседы! Все, что она говорила, носило характер афоризмов, было решительно, огненно и не допускало никаких противоречий. У нее были живые жесты и быстрая речь. Говорилось обо всем, что волновало умы в области искусства и литературы».

В салоне Рахили Фарнхаген царил культ Гете, однако туда попал молодой Генрих Гейне, который посвятил Рахили книгу «Возвращение домой» (у нас переводят иногда «Опять на родине») Вот строки из этой поэммы:

Я слезы увидел на пальцах твоих
И пал на колени с мольбами.
Я выпил их медленно с пальцев твоих
Горячими губами.

Рахиль Фарнхаген была первой музой и вдохновительницей молодого Гейне.О ней говорили, что без таких женщин, как она, мужчины не в состоянии проникнуть в космос творческих тайн.


Нельзя не упомянуть еще о двух феминистках первой волны - Фани Леуолд
и небезизвестная Роза Люксенбург. Это уже век 19й.



Фани Леуолд (21 марта 1811-5 августа 1889).

Немецкий еврейский автор сатирик и пародист, родилась в Кенигсберге в Восточной Пруссии. Последние годы жила в Дрездене. Среди наиболее известных ее романов являются: Принц Луи Фердинанд (1849; 2-е изд., 1859, Бенвенуто (1875) и Стелла (1883) и др.


Люксембург Розалия, (5 марта 1871 - 15 января 1919). Родилась в Польше.

Теоретик марксизма, философ, экономист и активист социал-демократии Королевства Польского и Литвы, немецкий СПД, Независимой социал-демократической партии и Коммунистической партии Германии. Соучредитель Карла Либхнета, революционерка. По сей день пользуется огромной популярностью в Германии среди крайне левых.

Еврейские феминистки ( ХIXв. и первая половина ХХв.) Европа.

olatok wrote in feminizm_what
September 16th, 2010
В Западной Европе одной из наиболее значительных организаций феминистского движения был Союз еврейских женщин Германии, который основала писательница и переводчица (в том числе с идиш, перевела на немецкий язык мемуары Гликель из Хамельна) Берта Паппенхайм (1859–1936).

Берта Паппенхайм и впрямь оказалась личностью незаурядной: настоящим борцом, выдающейся правозащитницей своего времени, лидером движения за права женщин и детей. Филантроп, основатель Союза еврейских женщин Германии (1904), в котором состояло пятьдесят тысяч членов, создатель многочисленных клубов для девушек, она была в первых рядах выступавших против «белого рабства» – проституции. Участник Всемирных конгрессов женщин в Лейпциге, Лондоне, Мадриде и Торонто, она отважно сражалась за права обездоленных, в первую очередь матерей-одиночек и внебрачных детей.
Современники писали, что в ней духовность соединена со страстностью. Берта Паппенхайм была человеком страстного духа.
В 1954 году в Германии вышла серия почтовых марок «Помощник человечества» («Helfer der Menschheit»). На одной из пяти марок была изображена Берта Паппенхайм. Спустя двадцать лет после кончины ее не забыли.


Берта Паппенхайм
http://www.lechaim.ru/ARHIV/138/yonkis.htm

Берта Паппенхайм встречалась с несколькими еврейскими активистками, принимавшими участие в его работе международного совета женщин,которых, как и ее, тревожили участившиеся случаи отступничества и будущее еврейства. Они решили объединить группы еврейских женщин, занимавшиеся филантропией, и создать всегерманскую организацию. К концу первого года своего существования Союз еврейских женщин Германии насчитывал 35 тыс. человек, а затем превратился в самую мощную организацию из всех входивших в Союз женщин Германии. Помимо широкой благотворительной деятельности в Германии, участницы Союза еврейских женщин в оказывали помощь жертвам погромов в странах Восточной Европы. Они также внесли значительный вклад в борьбу против проституции и в развитие профессиональной подготовки женщин. Союз боролся за выдвижение женщин на руководящие посты в ведущих еврейских организациях Германии и за изменение статуса женщины внутри еврейской общины.

Члены Союза исходили из того, что женщины, приводящие своих детей в синагогу, имеют «не право, но обязанность» участвовать в религиозной жизни. Они стремились дать девочкам религиозное еврейское образование в рамках подготовки к обряду религиозного совершеннолетия.По этим вопросам руководство Союза еврейских женщин нередко конфликтовало с представителями ортодоксального иудаизма и находило поддержку среди сторонников реформизма в иудаизме, в том числе и из других стран.

Так, первой женщиной, выступившей с проповедью в реформистской синагоге Берлина (1928), была Лилиан Хелен Монтегю (1873–1963), которая вместе с Клодом Джозефом Голдсмидом Монтефиоре основала движение либерального, а затем прогрессивного иудаизма в Великобритании.

В 1930-х гг. Регина Йонас стала первой женщиной, которой было присвоено звание раввина реформистской конгрегации в Германии.


Регина Йонас

Она с ранних лет мечтала быть раввином, несмотря на то что в то время ни одна из ветвей иудаизма не позволяла даже дискутировать на эту тему. Йонас закончила Высшую школу иудейских исследований в Берлине, получив диплом преподавателя истории религии. Светский диплом ей был ни к чему, и она попыталась убедить религиозных деятелей сделать ее раввином. Она даже написала диссертацию на эту тему — "Может ли женщина быть раввином". Однако ни аргументы Йонас, ни ссылки на источники в Библии и Талмуде не убедили никого из тех, от кого зависело посвящение, в ее правоте.

Более того, прекрасно относившийся к ней духовный лидер германских евреев раввин Лео Бек, бывший ее преподавателем в школе, заявил, что посвящение Йонас привело бы к расколу еврейства. Лишь в 1935 году либеральный раввин Макс Динеман совершил церемонию посвящения. Известность, которую Регина Йонас завоевала благодаря этому, вскоре обернулась против нее. На первую женщину-раввина обратился весь гнев нацистов. Она не смогла заниматься своей работой, а в 1942 году ее и вовсе отправили в концлагерь Терезиенштадт. Там Йонас написала свою работу под названием "Лекции первой и единственной женщины-раввина", в которых обсуждала историю еврейских женщин, вопросы религии и культуры. В 1944 году она была отправлена в Освенцим, где и была убита.

Впоследствии факт названого прецедента сиграл важную роль для реформистского течения в США .Союз еврейских женщин Германии с успехом действовал вплоть до постановления о его роспуске, принятом в 1938 г. вследствие антиеврейской политики Третьего рейха (см. Германия).

В еврейских общинах Восточной Европы, в том числе России, женщины часто брали на себя заботу о материальном благополучии семьи, держали лавку, корчму и т. п., тогда как муж был погружен в изучение Торы и Талмуда. Эти деловые качества и умение брать на себя ответственность сказались и у нового поколения еврейских женщин, которые, несмотря на процентную норму в учебных заведениях и другие препятствия, а также на профессиональные ограничения, касавшиеся женщин вообще, сумели получить образование и профессию.

Особенно заметной была доля евреек среди женщин-провизоров. Так, из 18 женщин, изучавших фармацевтику в Юрьевском университете в 1902 г., было 13 еврейских студенток. В 1910 г. из 85 женщин, получивших диплом провизора в России, было 58 евреек. Ольга Габрилович стала первой в России женщиной, которая получила звание магистра фармацевтики и с успехом занималась научной работой.


Ольга Габрилович.

Ева Бройде (1876–1941) окончила Казанский университет и впоследствии работала фармацевтом в Якутске, куда была выслана в 1901 г. за революционную деятельность (впоследствии стала известной меньшевичкой, расстреляна в период сталинизма).

Большинство еврейских женщин, добившихся профессионального успеха и материальной независимости, не участвовали в феминистском движении, а многие революционерки утверждали, что феминизм отвлекает от борьбы за освобождение народа, или считали его второстепенным делом. Тем не менее, когда в феврале 1905 г. в Москве собралось 46 женщин на учредительный съезд первой организации русского феминистского движения, которая выдвинула требование политического равноправия женщин, представительницы национальных меньшинств, в том числе еврейских, играли среди них заметную роль. Они потребовали включить в платформу Всероссийского союза равноправия женщин пункт о праве на национальное и культурное самоопределение. Некоторые из делегаток учредительного съезда возражали, что такой подход может вызвать раскол в российском феминистском движении, так как не имеет отношения к феминизму как таковому. Тем не менее подавляющим большинством (39 голосов) была принята формулировка о праве на политическую автономию и национально-культурное самоопределение. Среди ведущих деятельниц Союза была Любовь Гуревич, которая придерживалась либеральных взглядов и участвовала в деятельности Собрания русских фабрично-заводских рабочих Петербурга.


Любовь Гуревич с сыном(20 октября (1 ноября) 1866, Санкт-Петербург — 17 октября 1940, Москва)- русская писательница, литературный и театральный критик, переводчик.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Гуревич,_Любовь_Яковлевна
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-0922.htm

Динамика развития еврейского феминистского движения и участия еврейских женщин в общем феминистском движении различных стран до сих пор мало изучена. Это относится и к России в первую очередь, где данная тематика оказалась под двойным запретом в советский период. Тогда феминистское движение считалось буржуазным, а изучение вклада евреев в историю общества практически исключалось. В настоящее время в связи с бурным развитием так называемых гендерных наук, рассматривающих комплекс «женских» вопросов, история феминистского движения и еврейского, в частности, получила значительный импульс для изучения и развития.

Картина дня

наверх