Этой статьей мне хотелось бы обратить внимание моих читателей на противоречия в их комментариях. Сразу обращу внимание на то, что ваши вопросы, мнения, очень важны для меня. Поэтому мне хотелось бы внести (и с вашей помощью в комментариях – в том числе) ясность в противоречивые мнения о том, как парни видят удовлетворяющую их требованиям семью.
Условно, в комментариях с запросом о том, какой вы видите семью будущего, мужчины разделились на два лагеря: семья традиционная, приводя свои аргументы. И отношения без каких-либо обязательства – с другой стороны, и также с аргументами (даже в стихотворной форме). Почитать два диаметрально противоположных мнения (причем, даже от одних и тех же комментаторов, вы можете в этом материале:
очу рассмотреть те локальные проблемы в отношениях пар, о которых я пишу на примере конкретных историй в общем, с позиции института семьи. О нем говорят как о рушащемся. Я слышала оптимистичные мнения о том, что семья как таковая сейчас переживает период трансформации. И, мое личное мнение как автора сего блога – происходит скорее второе.
Выскажусь о том, как сейчас изменяется институт брака и семьи.
Сейчас выросло четвертое поколение, на подходе – пятое. Я веду отсчет от того момента, когда законодательно в СССР было закреплено правовое равенство мужчины и женщины как индивидов. Первое поколение еще было носителем традиционной модели семьи. Второе – прожило Великую Отечественную войну и ее последствиями для социальной сферы в целом. Здесь сделаю отступление, в каком плане: женщины, оставшись в тылу, взяли на себя полноценно как свои, женские, так и мужские, обязанности. Третье поколение оказалось в совершенно неопределенной ситуации, и в абсолютной степени стало носителем эдакой смеси традиционных установок и нового видения женщины как полноценного члена общества, своего брата и товарища.
С четвертого поколения началось то, что принято называть развалом института брака и семьи.
На мой взгляд, произошли следующие изменения.
Прошел необходимый отрезок времени для того, чтобы люди естественным образом «сжились» с новым общественно-социальным строем.
Женщины естественным образом прочувствовали свою важность и значимость как личности, человека. Осознали вою ценность не только для общества, но и для себя лично.
Поколение мам и бабушек дало пример, с одной стороны, что женщина может все и при необходимости правится со всеми трудностями. С другой стороны – четвертое поколение женщин увидело, что часть трудностей их матерям и бабушкам создавали… их отцы! Потому что третье поколение мужчин растилось теми самыми женщинами, которые были одной ногой в традиционных ценностях, а объективно – стали и себе женщинами, и мужчинами. Также, как и четвертое поколение мужчин, выросшее, с одной стороны, на героизме своих мам и бабушек. С пониманием, что женщина – это все в одном. С другой стороны – подхватившее модное поветрие женщины как эдакой девочки-девочки, безупречной и идеальной. Для которой он, мужчина – самое важное в жизни.
И теперь пятое поколение растет в условиях перетягивания тарелки с жизненными плюшками между женщинами, осознавшими свою ценность (и имеющими равные гражданские права) и мужчинами, воспитанными в семьях, где с, одной стороны, были мамы и бабушки – ударницы труда, обожающие отцов и дедушек просто за то, что они – мужчины.
В таких условиях традиционный институт брака (где законодательно женщина ниже по статусу, чем мужчина) существовать в принципе не может.
Поэтому он… видоизменяется!
Потому что люди обоих полов неизбежно приходят к тому, что нужно учиться жить в комфортном для них морально-психологическом состоянии. Это естественное стремление каждого живого существа к безопасной среде. А так как сейчас каждый человек вполне себе может обеспечить базовый уровень жизни, где есть еда, крыша над головой, он начинает стремиться к самореализации.
И здесь семья начинает, несмотря на отголоски патриархальных установок, становиться не необходимостью, а выбором. Более того – формат семьи также становится выбором!
Все люди разные. Кто-то стремиться жить в паре, кто-то – быть свободным. По характеру и темпераменту мы тоже разные, поэтому для кого-то важно нахождение рядом другого человека постоянно, а для кого-то идеальны так называемые гостевые отношения.
Отношения к внешней ситуации у нас также неоднородно. Каждый человек волен делать свой вывод и планировать свою жизнь. Поэтому выбирает рожать и воспитывать детей, либо нет. Кто в зарегистрированном браке. Кто – просто в совместном проживании, а кто и соло. Благо – сейчас есть такие возможности.
Людей, которые проявили свою индивидуальные черты, под одну гребенку более не причешешь, поэтому, о многом благодаря интернету, мы ищем единомышленников и выбираем тех людей, кто разделит, поддержит, примет нас такими, какие мы есть.
Это право выбора имеет и обратную сторону.
Люди обоих полов стремятся во многом и решить свои проблемы за счет вступления в отношения. Противоположная сторона может сколь угодно возмущаться, что ныне равноправие, сами решайте свои проблемы, но… Я вас немного спущу с небес. В том самом традиционном обществе абсолютно все семьи (внезапно!) создавались, чтобы решать проблемы. Основная из них – выживание и следование традициям.
Сейчас зарождаются совершенно другие традиции. Основной из них я назову традицию права выбора. Обратиться к себе и задать вопрос: а как хочу жить я? И… жить так, как я хочу!
Тут я хочу обратиться к одной из своих прошлых публикаций о том, что мужчины перестанут хотеть жениться. Как я уже писала – не перестанут. Часть людей, которые ориентированы на традиционную семью, будет оставаться во всех поколениях, и они соберутся в пары. Кто ориентирован на другой формат отношений – выберет их. И это тоже прекрасно!
Сейчас происходит еще один этап видоизменения института семьи нашего поколения. И, как мы в свое время, посмотрев на наших матерей и бабушек сделав свои выводы, стали строить свою жизнь по своему разумению. Так и следующие поколения, посмотрев на нас, сделают свои выводы и будут строить такие отношения, в которых они будут счастливей, чем мы.
Люди все равно живут в социуме, существа мы социальные, от общественного взаимодействия мы не уйдем, и отношения, семья, они неизбежно будут. Потому что цивилизация – это и есть взаимоотношения людей. Как я вижу – отношения в последующих поколениях будут более осознанными, разными, и основанными на собственном выборе. Общество пройдет, как я это вижу по текущим тенденциям, этап осуждения и обсуждения чужой жизни.
Какой я вижу семью будущего?
Разнообразной. Я думаю, появятся новые формы взаимодействия людей.
На чем будет базироваться институт брака и семьи? Я вижу такие принципы:
- Значимости Я и Моего мнения;
- Личных границ;
- Самоуважения и взаимоуважения;
- Первично – проработать свои проблемы, затем – взаимодействовать с другими людьми;
- Все больше учиться на ошибках предыдущих поколений.
Я смотрю на происходящее с оптимизмом. Да, это та эпоха перемен, которая была самым весом китайским проклятием («Я желаю тебе жить в эпоху перемен» - так оно звучит). Тем не менее, я в это верю, люди придут к осознанности как своей жизни, так и взаимодействию друг с другом, чтобы стать друзьями, любимыми, поддержкой и опорой друг друга на длинном жизненном пути. В том виде, в котором конкретно каждому человеку это будет удобно.
Так в чем я вижу противоречие?
Мужчины, которые не хотят в ЗАГС, считая, что единственный нормальный для них формат отношений – это свободные, критикуют женщин, которые также считают нормой отношения без обязательств.
Те, кто желает традиционную семью, отпускает шпильки в адрес женщин, желающих видеть в своих мужьях защитников, кормильцев и опору.
Обе же стороны дружно критикуют женщин за любое решение с их стороны.
Такое единение противоположностей возможно на уровне курса философии в моей академии, когда мы подискутировали с преподавателем, вышли и забыли. А как же быть практикам в жизни? Ребята, я вас люблю, серьезно! Поэтому решила вам помочь разобраться в себе.
За разъяснением ситуации я обратилась к блогеру, психологу, автору книг и просто очень красивой женщине, супруге и маме, Морене Моране.
Морена, скажи, пожалуйста, почему мужчины на Дзене пишут о «ни ногой в ЗАГС», а затем ратуют за традиционные отношения?
Честно говоря, у меня не сложилось впечатления, что мужчины формата «ни ногой в ЗАГС» ратуют хоть за какие-то отношения. Они много теоретизируют, рассуждают о «сферических женщинах в вакууме» или о «достойных прабабушках» или о «неиспорченных студентках». Но все эти категории женщин существуют где-то там, отдельно, в далеком прошлом, или в далеком будущем. Вот на них бы, может быть, такой «ни ногой» и женился. А пока – извините, дамы.
Все эти роботы-пылесосы, покорные филлиппинки, готовые на все мультиварки – это не реальные альтернативы, с которыми мужчина будет строить традиционную семью, а всего лишь способ позлить реальных земных женщин, случайно увидевших подобные рассуждения. И таким образом привлечь к себе внимание. Никакого другого посыла «ни ногой» не несет. Ну не женился ты, и что? Кому это вообще интересно, кроме твоей мамы?
Почему, на твой взгляд, любой выбор женщины, будь то традиционная семья, либо свободные отношения, эти самые мужчины критикуют?
Ответ кроется в самом вопросе. Они критикуют выбор потому, что это выбор, а он предполагает субъектность. Вот если бы женщина была объектом, согласись, насколько все было бы проще. Ходишь как по рынку, прицениваешься. Отстегиваешь нужное количество денежек – и вот ты уже в отношениях. Так оно, возможно, и есть в бедных, неразвитых и чрезвычайно отсталых странах. Но в современных российских реалиях такой подход не приносит плода.
С современной женщиной нужно уметь договариваться. И не важно, что ты хочешь ей предложить – угоститься кофе у тебя дома или остаться вместе пока смерть не разлучит вас. Нужно уметь общаться, очаровывать, идти на уступки. Нужно иметь дело с возможностью отвержения (ведь женщина может и ночевать не остаться, и замуж не пойти). И эта свобода чрезвычайно невротизирует. Особенно если уже был неудачный опыт.
Твое мнение, этот феномен присутствует только на Дзене, в сети интернет, или имеет место в реальной жизни?
Этот феномен присутствует в самой ткани нашего информационного пространства, а Дзен, за счет своих алгоритмов, является лишь удобной площадкой для этих идей. Ты же знаешь, например, что первые инцелы возникли не в России, и феминистическое движение прекрасно развивается за пределами Дзена и нашей страны. Развивалось оно и до интернета. А на лавочках во дворах в период моей молодости сидело столько не-маскулистов, но вполне разделяющих их идеи «четких пацанов», с культом блатной романтики и неуважительным отношением к женщине, что кажется, что сейчас стало даже полегче.
Перефразируя известную фразу, разруха не в Дзене, разруха в головах. Но Дзен дает широкие возможности для того, чтобы некоторые перлы эффективнее демонстрировать.
Как однажды сказала Варвара Алексеевна Морозова своему сыну, узнав о постройке им роскошного броского особняка, привлекающего к себе массу внимания, «Раньше только я знала, что ты чудак, а теперь вся Москва будет знать!». Вот теперь и мы теперь знаем.
Так что же им нужно на самом деле? Каково твое мнение как психолога в области отношений?
Знаешь, чем профессиональный психолог отличается от бабушки на лавочке, любопытной тетушки и подружки? Он никогда не работает без запроса. Я не могу и не хочу знать, что на самом деле нужно человеку, регулярно выходящему в интернет с воплем «все женщины обмельчали». Можно, конечно, пофантазировать, что ему на самом деле нужно заниматься созидательной деятельностью, благотворительностью, продуктивным общением, и так далее. Но это будут всего лишь фантазии.
Иногда человек действительно занят тем, что ему на самом деле сейчас нужно – выбрасывает свой гнев в сеть ради терапевтического эффекта. Иначе гнев обернется либо агрессией к женщинам в реале, либо психосоматическими заболеваниями. Пусть уже лучше так. Если обобщить больше, этим людям надо прожить свою боль. Есть способы и получше, чтобы сделать это, но уж как получается.
И как в этих условиях быть женщине? Что ты посоветуешь?
Однажды на просторах интернета я увидела притчу про трех мудрецов и вонючую кучку. Вкратце, содержание ее таково.
Один мудрец пошел в лес, и увидел там кучку.
- Я тебя съем! – закричала кучка! Мудрец не испугался, и пнул кучку ногой. Кучка убежала, но нога мудреца была довольно сильно испачкана.
Следом за ним пошел другой мудрец.
- Я тебя съем! – закричала кучка!
Мудрец в ответ сам съел ее. И долго не мог избавиться от странного привкуса во рту.
И только третий мудрец прошел мимо кучки, не обращая на нее внимания.
И я его очень хорошо понимаю…
...
Ответы на свои вопросы я получила. Теперь хотелось бы, чтобы их увидели (не только прочитали) вы…
Свежие комментарии