На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Элина Морозова
    Наверное есть такие люди, которым  работа не нравится. А кто мешает   выбрать работу которая нравится? Мне моя работа...- Твоя дочь хоть ...
  • Элина Морозова
    Ну почему же не гость? Они не женаты, квартира не его. Хозяйство  налажено, семейные устои привычны. Женщина, кстати ...- Твоя дочь хоть ...
  • Дмитрий Бакланов
    Ну да, к убогому нищенскому существованию, когда работать надо, даже если не хочется. И приходиться отказывать себе в...- Твоя дочь хоть ...

феминистское движение

феминистское движение

ФЕМИНИ́СТСКОЕ ДВИЖЕ́НИЕ, движение за уравнение женщин в правах с мужчинами. Оформилось в середине 19 в., но его истоки восходят к периоду американской Войны за независимость и распространения идей Великой французской революции. В идеологии нарождавшегося феминистского движения было немало общих черт с идеями эмансипацииевреев — в основе лежало убеждение в том, что для раскрепощения угнетенной группы необходимо прежде всего устранить факторы формального правового неравенства, а это приведет к уничтожению неравенства в общественной и профессиональной сферах. В конце 18 в. – начале 19 в. в Европе такие яркие личности, как Доротея Шлегель, Генриетта Герц, Рахель Фарнхаген-Левин (1771–1833) олицетворяли одновременно и эмансипацию евреев, и эмансипацию женщин.

Если в демократических государствах, например, в США или Великобритании, женщины прежде всего стремились добиться уравнения с мужчинами в политике (движение суфражисток), то в кайзеровской Германии или царской России феминистское движение было частью борьбы за демократизацию общества. В этих странах феминисткам доводилось слышать от представителей либерально-демократических или революционных кругов упреки в том, что они ослабляют борьбу за общие цели, выдвигая особый «женский вопрос». Перед еврейскими активистками феминистского движения вставала и другая проблема: они нередко сталкивались с антисемитизмом среди единомышленниц-феминисток (см. ниже). Если ассимилированные еврейские женщины, как правило, работали в рамках общего феминистского движения, то инициаторами создания еврейских феминистских организаций выступали женщины, которые чувствовали глубокую причастность к еврейской традиции.

Задачи еврейского феминистского движения не исчерпываются достижением равноправия в политической и профессиональной областях, а также в семье, но охватывают, кроме того, изменение статуса женщины в общине, в том числе определенное (различное в зависимости от принадлежности к ортодоксальному, консервативному иудаизму или реформизму в иудаизме) расширение участия в литургии и в изучении религии еврейской. Этот процесс обычно требует даже больше времени и усилий, чем решение других задач феминистского движения. Так, в Германии женщины получили избирательное право в 1918 г., однако в еврейской общине страны статус женщин по-прежнему оставался подчиненным, и они не имели права голоса в общинных делах. Еврейские феминистки в своей борьбе опирались на пример Брурии, жены рабби Меира, славившейся знанием Галахи, и других выдающихся еврейских женщин прошлого . Деятельность еврейского феминистского движения находила поддержку у ряда выдающихся религиозных и общественных деятелей. Так, один из основателей движения Мизрахи, Нехемия Антон Нобель (1871–1922, см. Лейпциг), дал религиозное обоснование равноправия женщин; он считал, что без него невозможно осуществление целей сионизма в Эрец-Исраэль.

В Западной Европе одной из наиболее значительных организаций феминистского движения был Союз еврейских женщин Германии, который основала писательница и переводчица (в том числе с идиш, перевела на немецкий язык мемуары Гликель из Хамельна) Берта Паппенхайм (1859–1936). В 1904 г., после того, как в Берлине собрался международный совет женщин — первая международная организация феминистского движения — Берта Паппенхайм встретилась с несколькими еврейскими активистками, принимавшими участие в его работе, которых, как и ее, тревожили участившиеся случаи отступничества и будущее еврейства. Они решили объединить группы еврейских женщин, занимавшиеся филантропией, и создать всегерманскую организацию. К концу первого года своего существования Союз еврейских женщин Германии насчитывал 35 тыс. человек, а затем превратился в самую мощную организацию из всех входивших в Союз женщин Германии. Помимо широкой благотворительной деятельности в Германии, участницы Союза еврейских женщин сотрудничали с Хильфсферейном в оказании помощи жертвам погромов в странах Восточной Европы. Они также внесли значительный вклад в борьбу против проституции и в развитие профессиональной подготовки женщин. Союз боролся за выдвижение женщин на руководящие посты в ведущих еврейских организациях Германии и за изменение статуса женщины внутри еврейской общины. Члены Союза исходили из того, что женщины, приводящие своих детей в синагогу, имеют «не право, но обязанность» участвовать в религиозной жизни. Они стремились дать девочкам религиозное еврейское образование в рамках подготовки к обряду религиозного совершеннолетия (см. Бат-мицва). По этим вопросам руководство Союза еврейских женщин нередко конфликтовало с представителями ортодоксального иудаизма и находило поддержку среди сторонников реформизма в иудаизме, в том числе и из других стран. Так, первой женщиной, выступившей с проповедью в реформистской синагоге Берлина (1928), была Лилиан Хелен Монтегю (1873–1963, сестра Эдвина Монтегю, см. Бальфура декларация), которая вместе с Клодом Джозефом Голдсмидом Монтефиоре основала движение либерального, а затем прогрессивного иудаизма в Великобритании. В 1930-х гг. Регина Йонас стала первой женщиной, которой было присвоено звание раввина реформистской конгрегации в Германии. Впоследствии это сыграло роль прецедента для реформистского течения в США (см. ниже). Союз еврейских женщин Германии с успехом действовал вплоть до постановления о его роспуске, принятом в 1938 г. вследствие антиеврейской политики Третьего рейха

В еврейских общинах Восточной Европы, в том числе России, женщины часто брали на себя заботу о материальном благополучии семьи (держали лавку, корчму и т. п.), тогда как муж был погружен в изучение Торы (см. Пятикнижие) и Талмуда. Эти деловые качества и умение брать на себя ответственность сказались и у нового поколения еврейских женщин, которые, несмотря на процентную норму в учебных заведениях и другие препятствия (см. Россия. Евреи России в конце 19 в. – начале 20 в.), а также на профессиональные ограничения, касавшиеся женщин вообще, сумели получить образование и профессию. Особенно заметной была доля евреек среди женщин-провизоров. Так, из 18 женщин, изучавших фармацевтику в Юрьевском (см. Тарту) университете в 1902 г., было 13 еврейских студенток. В 1910 г. из 85 женщин, получивших диплом провизора в России, было 58 евреек. Ольга Габрилович стала первой в России женщиной, которая получила звание магистра фармацевтики и с успехом занималась научной работой. Ева Бройде (1876–1941) окончила Казанский университет и впоследствии работала фармацевтом в Якутске, куда была выслана в 1901 г. за революционную деятельность (впоследствии стала известной меньшевичкой, расстреляна в период сталинизма).

Большинство еврейских женщин, добившихся профессионального успеха и материальной независимости, не участвовали в феминистском движении, а многие революционерки утверждали, что феминизм отвлекает от борьбы за освобождение народа, или считали его второстепенным делом. Тем не менее, когда в феврале 1905 г. в Москве собралось 46 женщин на учредительный съезд первой организации русского феминистского движения, которая выдвинула требование политического равноправия женщин, представительницы национальных меньшинств, в том числе еврейских, играли среди них заметную роль. Они потребовали включить в платформу Всероссийского союза равноправия женщин пункт о праве на национальное и культурное самоопределение. Некоторые из делегаток учредительного съезда возражали, что такой подход может вызвать раскол в российском феминистском движении, так как не имеет отношения к феминизму как таковому. Тем не менее подавляющим большинством (39 голосов) была принята формулировка о праве на политическую автономию и национально-культурное самоопределение. Среди ведущих деятельниц Союза была Любовь Гуревич, которая придерживалась либеральных взглядов и участвовала в деятельности Собрания русских фабрично-заводских рабочих Петербурга.

История еврейского феминистского движения и участия еврейских женщин в общем феминистском движении различных стран до сих пор мало изучена. Это в первую очередь относится к России, где данная тематика оказалась под двойным запретом: в советский период феминистское движение считалось буржуазным, а изучение вклада евреев в историю общества практически исключалось. В настоящее время в связи с бурным развитием так называемых гендерных наук, рассматривающих комплекс «женских» вопросов, история феминистского движения вообще и еврейского, в частности, получила значительный импульс для развития.

Еврейским женщинам принадлежит видная роль в формировании и развитии феминистского движения в США — стране, где было впервые выдвинуто требование женского равноправия и где оно достигло наибольшего влияния. Среди зачинательниц этой борьбы была Эрнестина Роуз. Дочь польского раввина, она в 17 лет ушла из дома и порвала с религией, а позднее, живя в Англии, стала преданной сторонницей Р. Оуэна. В 1836 г. она вместе с мужем, также последователем Оуэна, переехала в США, где с успехом читала лекции, отстаивая отмену рабства, реформу образования, пацифизм и, в особенности, права женщин. Э. Роуз была лидером борьбы за законодательную реформу, предоставлявшую замужним женщинам право владения собственностью. В 1850 г. она участвовала в организации первого конгресса американских женщин, где внесла проект резолюции, призывавшей предоставить женщинам «политическое, юридическое и социальное равенство». Э. Роуз была одним из инициаторов создания в 1866 г. Американского общества за равные права, которое выступало за равенство как негров, так и женщин; в 1869 г. оно было преобразовано в Американское общество за избирательное право для женщин. Э. Роуз вела широкую разъяснительную кампанию по всей стране в поддержку прав женщин, в том числе за реформу законов о разводе, но главным направлением ее деятельности стал суфражизм — борьба за предоставление женщинам избирательного права. Э. Роуз была лидером наиболее радикальных суфражисток, которые отказывались признать приоритетность других общественных проблем, даже отмены рабства негров, перед правами женщин. Некоторых участниц феминистского движения отталкивала ее открытая антирелигиозность и обличение проявлений антисемитизма в либеральных кругах.

Руководительницы первого поколения американского феминистского движения (Элизабет Кэди Стентон, Анна Ховард Шоу и другие) не раз выступали с программными заявлениями против иудаизма и особенно Ветхого завета (см. Библия), которые, в отличие от христианства, якобы проповедуют презрение к женщине. Хотя в 1896 г. Американское общество за избирательное право для женщин объявило себя организацией, не придерживающейся какого-либо определенного направления в отношении религии, антисемитские настроения проявлялись и далее, главным образом как пренебрежение к «невежественным» и «не воспитанным в демократических традициях» иммигрантам. Между тем именно среди еврейских иммигранток доля тех, кто поддерживал идею суфражизма, намного превышала их пропорциональную численность среди коренных американок или других этнических общин.

В высших слоях общества, в том числе еврейского, феминистки были редкостью. Одной из них стала Мод Натан (1862–1946), происходившая из известной сефардской (см. Сефарды) семьи. Пытаясь добиться введения законодательного акта, защищающего интересы работающих женщин, она поняла, что законодатели остаются равнодушными к этому вопросу, так как женщины не имеют политических прав, и потому стала активно участвовать в феминистском движении. Ее прозвали «светской дамой в политике», — своим обликом она опровергала расхожее представление о суфражистке как о «синем чулке». М. Натан изобрела ряд новых форм пропагандистской работы: так называемые «24-часовые речи», которые произносились одновременно с нескольких автомобилей, запаркованных в разных местах города, плакаты на автомобилях, разбрасывание суфражистских листовок, в которые иногда заворачивали монеты. Яркие речи М. Натан, насыщенные цитатами из Библии, побудили президента США Т. В. Вильсона заметить: «Когда я слышу, как женщина столь прекрасно говорит об общественных интересах, я почти начинаю верить в женское избирательное право».

Далеко не все называвшие себя феминистками поддерживали суфражисток. Например, известная просветительница и писательница Эми Натан Майер (1867–1951), сестра М. Натан, считала, что избирательное право следует ограничивать в соответствии с образовательным цензом, а женщины должны в первую очередь получить образование. В 1893 г. в Чикаго состоялся Конгресс еврейских женщин, который был важной вехой в развитии самостоятельного движения еврейских женщин. Большинство руководительниц Конгресса выдвигало на первый план социальную работу среди еврейских иммигрантов, а не борьбу за избирательное право для женщин. Созданный в 1896 г. Совет еврейских женщин США, как и многие общие еврейские организации, также в течение длительного периода не поддерживал идею предоставления женщинам избирательного права. Тем не менее, такие известные еврейские активистки феминистского движения США, как М. Натан, Паулина Перлмутер Стайнем (1866–1940), Нина Морэс Коэн (1855–1918) или Ревекка Кохут (см. Кохут, семья), сотрудничали с Советом еврейских женщин и других еврейскими организациями, так как видели необходимость отстаивать специфические интересы еврейских женщин в условиях усиления антисемитских настроений в стране (см. Соединенные Штаты Америки. Период массовой иммиграции). Другие известные феминистки еврейского происхождения, напротив, отказывались от каких-либо связей с еврейскими организациями и утверждали, что национальные чувства не играют роли в их деятельности, даже если они отстаивают интересы еврейских иммигрантов, в том числе и рабочих.

Несмотря на несовпадение интересов с нееврейскими феминистками, и отдельные еврейские женщины, и еврейские женские организации принимали участие во многих аспектах деятельности феминистского движения. Так, за трудовые реформы боролись еврейские иммигрантки из Восточной Европы Клара Лемлих Шавелсон (1886–1982), Паулина Ньюмен (1890–1986), Роз Шнейдерман (1882–1972), Роз Песотта (1896–1965), которые были инициаторами создания ряда женских профсоюзных организаций.

Инициатором изменения семейных отношений и контроля рождаемости была анархистка Эмма Голдман. В многочисленных публикациях, в том числе в книге «Торговля женщинами» (1916), она обличала аморальность современного, особенно американского общества. По ее мнению, причиной политического и экономического неравенства женщин был тот факт, что девушек воспитывали как сексуальный товар, но держали в неведении относительно половой жизни. Эмма Голдман считала, что борьба за избирательное право не уничтожит существующие в обществе модели власти и не покончит с закрепощением женщин. Она обвиняла суфражисток в том, что они не выступали против института брака и почти не боролись за контроль рождаемости как необходимое условие освобождения женщины. Ее популярные лекции на идиш и английском языке и брошюры, посвященные применению противозачаточных средств, принесли Голдман скандальную известность, которая, наряду с ее выступлениями против призыва на военную службу во время Первой мировой войны, привела к ее аресту, а в 1919 г. — к высылке из США. После ареста Эммы Голдман другая радикальная еврейская феминистка, Роз Пастор Стоукс, объявила, что будет продолжать борьбу за контроль рождаемости, который особенно важен для иммигранток. В дальнейшем среди инициаторов создания первых клиник, занимавшихся просвещением в этой области, были еврейские женщины-врачи Ханна Стоун (1893–1941), Лена Левин (1903–65), Рашель Ярос, Сара Маркус, Надин Кавиноки, Бесси Мозес (1893–1965).

Если в борьбе за избирательные права, реформы трудового законодательства и контроль рождаемости еврейские феминистки участвовали главным образом в составе общего феминистского движения, то кампанию против вынужденной проституции («белого рабства») активно вел Совет еврейских женщин США. В рамках этой кампании были открыты специальные приюты, организованы консультации по трудоустройству и различные виды поддержки для проституток, стремящихся изменить образ жизни; проводилась широкая разъяснительная работа. Значительный вклад внес Совет еврейских женщин США в устройство в стране эмигрантов, особенно из Восточной Европы. Руководство Совета, в том числе его президент в 1920–26 гг. Роз Бреннер (1884–1926), оказывало помощь еврейским женским организациям в Европе. В 1923 г. в Вене состоялся Всемирный конгресс еврейских женщин, в работе которого приняли участие 200 делегаток из 19 стран. Председателем конгресса была избрана Ревекка Кохут.

С 1920-х гг. по 1960-е гг. между Советом еврейских женщин США и американским феминистским движением не раз возникали противоречия. Так, Совет еврейских женщин выступал против законодательного акта, который отменял автоматическое предоставление гражданства иммигранткам, вступившим в брак с американцами, в то время как феминистское движение активно поддерживало его. Нееврейские феминистки, в свою очередь, почти не принимали участия в мероприятиях Совета еврейских женщин по оказанию помощи еврейским беженцам, спасшимся от Катастрофы. Совет еврейских женщин придерживался долгое время ориентации на традиционное распределение обязанностей между полами, когда главной сферой деятельности женщины считалась семья. Лишь после того, как представительницы Совета стали участвовать в созданной в 1962 г. по инициативе президента Дж. Кеннеди комиссии по статусу женщин, Совет пересмотрел свои взгляды и стал последовательно поддерживать реформы в законодательстве и других областях, направленные на достижение равенства во всех сферах жизни.

1960-е гг. ознаменовались подъемом общественного интереса к проблемам феминизма. Наряду с принятием Закона о гражданских правах (1964), этому способствовала публикация книга Бетти Фридан «Мистика женственности» (1963), которая разрушила бытовавший миф об удовлетворенности женщин из среднего класса жизнью в домашнем кругу. Книга, поставившая на повестку дня важную общественную проблему, не только стала бестселлером, но и послужила толчком к формированию так называемой второй волны феминизма.

Многие из лидеров и идеологов феминистского движения в 1960-х – начале 1970-х гг. были еврейского происхождения: Белла Абцуг (1920–98), Филис Чеслер (родилась в 1940 г.), Летти Коттин Погребин (родилась в 1939 г.), Вивиан Горник (родилась в 1935 г.), Глория Стайнем (родилась в 1934 г.; внучка Паулины Перлмутер Стайнем). В наиболее радикальном крыле феминистского движения — «Движении за освобождение женщин» — важную роль играли Шуламит Файерстоун (1945–2012), Робин Морган (родилась в 1941 г.), Флоренс Хау (родилась в 1929 г.) и другие. Некоторые из них были активистками движений за равноправие негров, за запрещение ядерного оружия, за вывод американских войск из Вьетнама и т. п. Убедившись, что среди их соратников, которые придерживались леволиберальных взглядов, распространено высокомерное отношение к женщинам, «мужской шовинизм» и «сексизм», они стали ратовать за женскую революцию, за отказ от семьи и создание «сестринских общин». Печатным органом этой группы стали журналы «Рэт», а затем «Мс» (новое обращение к женщине, введенное феминистками, которое, в отличие от традиционных «мисс» и «миссис», не определено ее семейным положением). Редактором этих изданий, а также «Антологии произведений Движения за освобождение женщин» (1970), которую называли Библией радикальных феминисток, была Робин Морган. Она также содействовала развитию связей между американским феминистским движением и российскими феминистками, в том числе изданию вышедшего в 1979 г. в самиздате сборника «Женщины и Россия» (английский перевод — 1983 г.). В своей самоидентификации Морган выдвигала момент отступничества от еврейства и, подобно многим своим единомышленникам из новых левых, резко критиковала политику Израиля и поддерживала деятельность ООП.

Большинство еврейских феминисток второй волны первоначально не связывали своих убеждений с религиозной или этнической принадлежностью, но в конце 1960–1970-х гг. общественный климат изменился. В среде молодых еврейских интеллектуалов возникло движение Хавура, участники которого обратились к еврейским духовным ценностям. В 1972 г. на основе этого движения оформилась группа Эзрат нашим (на иврите `помощь женщинам`; название отделения для женщин в синагоге), в которую входили молодые образованные женщины, принадлежавшие преимущественно к консервативному иудаизму. Участницы группы призывали изменить положение женщин в еврейской общине, приобщить их к миньяну, уравнять их в правах с мужчинами в браке и при разводе, а также при замещении почетных должностей в общине, в том числе раввина и кантора. Сознавая, что неравноправный статус женщины основывался на освобождении ее от ряда мицвот (см. Женщина), они выступали за то, чтобы женщины взяли на себя обязательство соблюдать все мицвот наравне с мужчинами. Группа Эзрат нашим, несмотря на свою немногочисленность, сумела выйти на широкую аудиторию.

Значительную роль сыграли в популяризации феминистского движения электронные средства массовой коммуникации и публикации в периодической печати (в том числе посвященный феминистскому движению выпуск журнала «Респонс», 1973, переработанный затем Элизабет Колтон в сборнике «Еврейская женщина — новые перспективы», 1976). С 1976 г. выходит «Лилит» (редактор Сюзан Вайдман Шнайдер) — журнал для еврейских женщин (до него подобный журнал выходил только в 1895–99 гг.: «Американская еврейка», редактор Роза Зонненшайн /1847–1932/).

В 1973 г. в Нью-Йорке состоялась конференция еврейских женщин США, среди участниц которой были как религиозные, так и нерелигиозные женщины. Нерелигиозных феминисток подтолкнул к объединению с религиозными резко проявившийся с 1970-х гг. антисемитизм феминистского движения (см. также Новые левые). На международных женских конференциях в Мехико (1975) и в Копенгагене (1980) были приняты программные документы антисионистского и прямо антисемитского содержания. Ряд еврейских феминисток, в том числе Б. Абцуг и Л. К. Погребин, выступили против антисемитизма как в ультралевых, так и в ультраправых кругах. В 1981 г. была сформирована группа «Феминистки против антисемитизма», причем ее участницы подчеркивали свои сионистские убеждения. Три года спустя по инициативе Юдит Аркана, Сью Элвелл и Эвелин Тортон Бек (родилась в 1933 г.) был создан постоянный комитет еврейских женщин в рамках Ассоциации по женским исследованиям, который поставил своей задачей включение «еврейского опыта» в феминистское движение.

В 1970–80-х гг. еврейские феминистки не только стали заметной частью общего феминистского движения, но и добились значительных преобразований в жизни американского еврейства, в том числе в религиозной сфере. Благодаря усилиям феминисток получили широкое распространение празднование рош ходеш, который традиционно считался женским праздником (см. Новолуние; Фольклор. Народные поверья и обрядово-бытовой фольклор), а также церемонии наречения имени младенцу. Представители всех течений иудаизма отмечают бат-мицву. Так называемые феминистские седеры приобрели особую популярность в группах «еврейских лесбиянок» (среди руководительниц — Эвелин Бек), которые отличаются большой общественной активностью и иногда необоснованно воспринимаются широкой общественностью как воплощение феминистского движения в целом. Резким нападкам подвергается феминистское движение в ультраортодоксальных кругах, где новые веяния вызывают острое неприятие, женщины блюдут скромность в поведении и одежде, ревностно соблюдают ритуалы, например, зажигание свечей в субботу. Феминистское движение стало одним из факторов, способствовавших самоизоляции ультраортодоксов от других еврейских общин.

В период формирования еврейского феминистского движения наиболее очевидным для американских феминисток было неравенство женщин в еврейской религиозной жизни. Из четырех представленных в США течений иудаизма лишь в реконструктивизме поощрялось полноправное участие женщин в жизни синагоги. Женщин принимали в реконструктивистский раввинский колледж с момента его основания (1967). В 1974 г. Сэнди Айзенберг Сассо стала первой женщиной-раввином в реконструктивизме. Реформизм в иудаизме формально провозгласил принцип религиозного равенства женщин еще в 1845 г., однако лишь под влиянием феминистского движения в американском реформизме произошли явные перемены. Заметную роль в жизни реформистской общины США сыграла Пола Аккерман (1893–1989), которая в 1950 г., после смерти своего мужа-раввина, возглавила реформистскую общину, хотя официально не получила звания раввина. В 1972 г. в Хибру Юнион колледж получила звание реформистского раввина первая в США женщина Салли Призенд, в 1975 г. это учебное заведение окончила первая женщина-хаззан.

В консервативном иудаизме этот вопрос долгое время оставался спорным. В 1973 г. комитет Раввинского собрания по еврейскому закону (консервативное течение) постановил, что женщин можно приобщать к миньяну, если на это согласен раввин конгрегации; была также значительно расширена сфера действия постановления о разрешении вызывать женщин к Торе. В 1979 г. специальная комиссия разрешила возводить женщин в сан раввина, однако Еврейская теологическая семинария еще долго не принимала женщин на курс подготовки раввинов. В 1985 г. Эми Эйлберг стала первой женщиной-раввином консервативного течения, что привело к выходу из него группы, назвавшей себя Союзом за традиционный консервативный иудаизм. С 1987 г. институт канторского пения семинарии стал принимать женщин. К 1996 г. звание раввина получили уже около 400 женщин, принадлежавших к консервативному, реформистскому и реконструктивистскому течениям.

С наибольшими трудностями столкнулось феминистское движение в рамках ортодоксального иудаизма, где женщинам запрещено активно участвовать в литургии в присутствии мужчин. В 1971 г. в Балтиморе (штат Мэриленд) собралась для совместной молитвы первая группа ортодоксальных женщин, которые решили провести ее без мужчин. В середине 1980-х гг. сеть таких групп Тфилла (буквально `молитва`) уже насчитывала около 700 женщин в Северной Америке и Израиле (см. ниже). Соблюдая все правила Галахи, участницы этих групп читают Тору и хафтару, но, как правило, не произносят каддиш и кдушша, так как для этого требуется миньян. Тем не менее ряд влиятельных раввинов из Иешивы-университета строго осудил их деятельность. Несмотря на то, что большинство ортодоксальных идеологов отвергают требования феминисток, феминистское движение оказало значительное воздействие и на ортодоксальный иудаизм. Девочки в ортодоксальных школах теперь получают более всестороннее образование, рождение дочери и бат-мицва (церемония иногда называется бат-хаил /буквально `доблестная девушка`/) отмечаются в большинстве ортодоксальных общин. Многие ортодоксальные женщины считают, что углубленное изучение иудаизма позволяет им более активно участвовать в жизни общины и занимать в ней более уважаемое положение. Возникают учебные группы и иешивы для женщин, хотя вопрос высшего религиозного образования для женщин остается спорным с точки зрения Галахи.

В ортодоксальном иудаизме существует ряд правовых ограничений для женщин: они не могут выступать свидетелями в религиозном суде, по-прежнему существует церемония халицы (см. Левиратный брак и халица), женщина не может получить развод без согласия мужа. В ортодоксальном иудаизме положение агуны до сих пор остается безнадежным. Женщины, оказавшиеся в этом положении, применяли разнообразные формы борьбы: пикетировали магазины или конторы, владельцы которых отказывались дать жене гет, оказывали общественное давление на тех, кто вымогал деньги у жен, угрожая не дать им развода, и т. п. Появились еврейские женские организации, отстаивающие право женщины на развод и защищающие интересы агунот. Чтобы обеспечить права женщин, не нарушая Галаху, было разработано специальное добрачное соглашение, которое обязывает будущего мужа дать жене гет, если она пожелает расторгнуть брак. В 1988 г. в Канаде была образована Коалиция еврейских женщин за гет, куда вошли представительницы различных женских организаций. Под ее давлением Канадский еврейский конгресс и другие ведущие еврейские организации страны приняли ряд решений, препятствующих мужьям, которые отказываются дать женам гет, занимать какие-либо должности в еврейских общинах. В 1993 г. было создано Международное объединение за права агунот (ИКАР).

Начиная с 1980-х гг., за пределами ортодоксального иудаизма равноправное участие женщин в литургии и выдвижение их как религиозных лидеров перестало восприниматься как нечто исключительное. Тогда часть религиозных феминисток расширила требования и выдвинула тезис о том, что женский жизненный и духовный опыт не находит адекватного отражения в еврейской религии, а поэтому вместо того, чтобы следовать традиционной «мужской» модели, следует преобразовать ее. Считая, что еврейская литургия и вообще иудаизм должны отразить не только мужской, но и женский менталитет, эти представительницы феминистского движения выступили за ревизию сиддура, Хаггады пасхальной, за создание феминистских мидрашей. Еще в 1977 г. Ирен Файн основала в Сан-Диего (Калифорния) женский институт для продолжения еврейского образования, опубликовавший ряд сборников, в которых содержится интерпретация классических еврейских текстов с точки зрения женщин, а также материалы по женским церемониям в рамках иудаизма.

Некоторые радикальные феминистки (особенно Юдит Пласков и Эллен Умански) потребовали пересмотра концепций религии еврейской, в которых выражена идея «мужского господства», в том числе образности, применяемой в описании Бога. Поэтесса Марсия Фалк предложила новые формы бенедикций, где к Богу обращаются на иврите в женском роде. Деятельность феминистского движения повлияла на разработку новых сиддуров и ритуальных текстов в реформистском и реконструктивистском течениях. В консервативном иудаизме изменения носят более умеренный характер, однако и в консервативном молитвеннике «Сим шалом» предложено факультативное включение в текст молитв упоминания Сарры, Ревекки, Лии и Рахили наряду с именами патриархов. В текст Хаггады пасхальной, которая вышла под редакцией Рахели Анны Рабинович (1982), включено несколько дополнительных историй о женщинах. Тем не менее, все неортодоксальные течения в иудаизме воздержались от изменения литургии на иврите и феминистской перефразировки Божественной образности.

В 1991 г. при поддержке Американского еврейского конгресса и других фондов был основан Еврейский феминистский центр в Лос-Анджелесе. Здесь проводятся основанные на феминистском подходе различные еврейские курсы для взрослых по иудаизму, в том числе курсы повышения квалификации для преподавателей еврейских школ. В этой области работает организация Ма‘ян в Нью-Йорке и другие. Феминистское движение занимается такими проблемами, как избиение женщин, насилие по отношению к детям, которые долгое время считались совершенно не характерными для еврейской семьи. Несмотря на ряд достижений, лидеры феминистского движения, однако, полагают, что движению до сих пор не удалось добиться полного равенства женщин не только в религиозной сфере, но и в руководстве нерелигиозными организациями.

А дальше будет так

Картина дня

наверх