На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Воробей19 июня, 16:59
    В том-то и дело, что воспитанная в эмансипированном социуме женщина не имеет иного выбора! Это значит, что наивно и г..."Женщина должна р...
  • Леонид19 июня, 15:39
    Начинается с малого - с кофе. :)"Если ты не плати...
  • Александр2419 июня, 8:08
    Встречал таких женщин, что их хотелось просто убить, а не то что ударить. И не надо тут демагогию разводить. Слово "Ж..."Вся беда в том, ...

«ЗОЛОТАЯ РЫБКА»: МУЖСКАЯ СКАЗКА ПРО «ХОТЕЛКИ» ЖЕНЩИН И НЕПРОЙДЕННЫЕ УРОКИ МУЖЧИН

В продолжение обсуждения социально значимой и пропагандирующей социальную дискриминацию сказки

Есть сказки «мужские», есть «женские».

В мужских сказках есть послания про мужские инициации

Большинство популярных славянских сказок -  мужские, они описывают буквально «пошагово» путь становления героя («царевича» или «дурачка») от темы потребления через потери и выбор, к ответственности, власти и новому статусу.

Западные сказки чаще про социализацию как способ инициации. И западная мужская сказка «Принцесса на горошине», в этом смысле «аналог» тоже западной женской сказки «Золушка», о том, каковы социальные нормы, при которых инфант становится монархом.

Пушкинская Сказка о рыбаке и рыбке тоже про мужскую инициацию.

Хотя мораль этой сказки  адресуют женщинам. Часто с неким назиданием:

Знай своё место, не смей претендовать на власть, иначе будешь наказана. Твои хотелки доведут до цугундера, радуйся тому, что имеешь. Не проси больше. Вообще ничего у мужа не проси, останешься у разбитого корыта.

В патриархальном обществе да не ослушается женщина мужа своего. И иерархических законов этого (монотеистического) общества, которые символизирует рыбка.

Тем не менее, это сказка мужская, про непройденную мужскую инициацию. Потому что в патриархальном обществе и, главное, в маскулинной культурной парадигме, мужчина должен пройти путь героя.

С чего начинается сказка:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Сказка о рыбаке и рыбке, Пушкин

Первая фраза обозначает главного героя сказки. 

Это вовсе не Старуха, а Старик.

Старуха вообще здесь, объект, прикладной персонаж, необходимый для того, чтобы настоящий герой сказки, Старик, проявил себя.

Если бы старуха была хотя бы второстепенным героем, начало сказки было бы лингвистически другим: «жил старик и старуха». Но нет. Старуха «своя», собственность Старика, он активно действует, она просто с ним рядом.

Вторая часть первого четверостишия сказки — обозначает героя «инфантом». Несмотря на то, что он уже старик, и у него есть старуха, он ничего не представляет из себя в иерархии патриархального общества.

Начало сказки «Золотая рыбка» - то, что произошло с героем-царевичем-дурачком из других сказок, которые заканчиваются свадьбой героев на «пир горой, разливанное море», «по усам текло, в рот не попало». Но что-то пошло не так. Не «стали они жить-поживать и добра наживать», а зациклились на этом самом море в однообразной деятельности. День Сурка на 30 и 3 года:

Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Вложения старухи в семейное благополучие

Возможно, есть такая идея, что раз патриархат (а Старик главный «патриарх» в сказке), то женщины при патриархате сплошь «потребляют ресурс». Предлагаю посмотреть на расклад сил в сказке про рыбку. 

Стоит обратить внимание на исконно женское занятие «пряла пряжу», которое отсылает нас к мифологии о прядении, нитях-паутинах, путеводных клубках для поиска пути и выхода из лабиринтов, о ткачестве, о богинях судьбы. Все эти архетипы и мифы присутствуют в разных культурах.

Тема магичности женского занятия, связанного с прядением и ткачеством есть и в сказке «Царевна-Лягушка», и в сказках про Бабу-Ягу, и в мифах про лабиринт и подвиги Тесея. 

Связано с женской инициацией («Спящая красавица»). С женской темой «даровать жизнь и обречь на смерть» (мифы о мойрах, богинях судьбы).

Тема ткачества подчеркивает интеллектуальность женского формата инициаций: сказка «Марья -Искусница», а ещё это отсылка к архетипу Афины (миф про Арахну). 

То, что старуха прядет свою (!) пряжу , из которой затем делается невод, говорит о том «вкладе» в отношения, который сделала старуха. По сути, она всю жизнь создает основу для материальной стабильности из семьи, и для социальной ресурсности старика, поставляет ему инструментарий для промысла (тоже слово, конкретно связанное именно с мужскими инициациями).

Но для повышения социального статуса и финансового уровня, увеличения ресурсов для мужчины недостаточно просто инструментов, удочки или невода. Требуются личные вложения мужчины: интеллект, навыки, сноровка, знания, креативность, смелость, управление рисками и т.д. Именно поэтому раньше мужская деятельность и называлась «промысел», про-мы

Старый инфант

Если старик 33 года, что называется, «в одной поре» в отношении социальных благ - ни дома не построил («ветхая землянка»), ни сына не вырастил, ни дерева не посадил — это говорит о его личных качествах. Точнее, об их дефиците или непроявленности.

Тему безропотной зависимости от мнения старухи или рыбки этот старик демонстрирует на протяжении всей сказки: ему сказали-он делает, личных желаний, намерений, целей и мотиваций у него просто нет.

Простое мерило успеха мужчины

Ну и совсем на поверхности: социальные достижения выражаются очень конкретно в материальных благах.

Цитирую свой комментарий:

Вдумайтесь в один простой факт: старуха жизнь со стариком прожила, до старости, а он ей за всю жизнь даже корыта не добыл. И тут на старости лет хоть у старухи возможность появилась свой многолетний бесплатный домашний труд конвертировать. Но нет. Эти «хотелки» какие-то, нельзя , чтобы старая женщина хоть в конце жизни что-то получила. Не положено!

Ещё цитаты из обсуждения:

Тоже думала, а чем это нужно всю жизнь заниматься, что бы жена на старости имела только разбитое корыто. Мужчина ничего не мог без рыбки.

Демонизированная старуха

Цитата:

«Старуха демонизирована до крайности, выставлена сумасшедшей, пожелавшей унижения своей благодельнице.»

В обществе существует привычная мужская поведенческая модель: в случае дефицита ресурса у мужчины нужно просто добрать его у женщины. Иногда это выглядит так: если конкретно мужчина не состоялся - важно найти ведьму и отправить ее на костёр. Потому что ну кто ещё в ответе за мужской успех и за его мужественность. Конечно она. Старуха со своими «хотелками».

Вот так можно обосновать, цитата из комментария мужчины:

«почему мужчины зачастую не любят и не хотят понять желания женщины. Тут всё просто-потому что эти желания зачастую очень переменчивы. Ещё Пушкин это заметил в своей сказке о "Рыбаке и рыбке". Там ведь по сути две женщины: старуха и та самая рыбка. И вот рыбка очень быстро (куда быстрее старика) поняла что надо завязывать исполнять хотелки женщины если они каждый день у неё новые.»

Здесь по классике мужской реакции на женщин:

  1. Мужчина объясняет женщине, чего хочет женщина (потому что ну он лучше знает. На том просто основании.)
  2. Мужчина обесценивает то, что заявляет женщина: «сами не знают, чего хотят»

Поэтому «своя старуха старика» выставляется как не имеющая к нему отношения, и как та, которая должна быть наказана, цитата:

«обратите внимание наказана она была не за то, что посмела претендовать на большее а за неуемную жадность - за то, что не могла остановиться в своих притязаниях.»

Жила-была девочка, сама виновата.

Корыто как достижение

Популярная в народе манипуляция (нарциссического формата, кстати) — сделать что-то на рубль, а спросить о «благодарности» на 10. Можно на жалость давить «а я учил, не ставьте двойку!».

И мужчины, и женщины  могут такую тактику практиковать. В данном случае мужской вариант, цитата:

«насчёт корыта, как раз его то старухе муж обеспечил, иначе откуда у неё было то самое расколотое? Другой вопрос что у него в силу возраста не хватало уже сил сделать жене новое.»

Надо признать, женщины и сами рады поддерживать подобный вариант, придавая чуть ли не сакральное значение мелким знакам внимания от мужчин. 

У Довлатова есть на эту тему:

« У меня был знакомый валютчик Акула. Избивал жену черенком лопаты. Подарил ее шампунь своей возлюбленной. Убил кота. Один раз в жизни приготовил ей бутерброд с сыром. Жена всю ночь рыдала от умиления и нежности. Консервы девять лет в Мордовию посылала. Ждала...»
«Компромисс», Сергей Довлатов

Тактика эффективная не только для того, чтобы задешево свою значимость для других прокачать, но и для контроля над другими. 

Судя по состоянию корыта на момент событий в сказке, это вполне мог быть свадебный подарок старика старухе. Когда они оба были молодыми.

В обсуждении здесь звучала довольно забавная идея, что в обществе заведено: сначала мужчина ухаживает за женщиной, а потом женщина за мужчиной. Стратегия выгодная для мужчин с точки зрения затрат - затраты краткосрочные, но инвестиция в будущее надолго. Вот так один раз подарил корыто - она всю жизнь в нем стирает тебе носки. Удобно. Выгодно. И контроль, опять же: посмела претендовать на большее - новый социальный статус — наказана.

Роль старухи, «своей старухи Старика»

Возможно, стоило старухе остановиться. Например, в самом начале ее карьеры жены. Один раз муж корыто подарил - хватит уже чего-то требовать от него. Сама-сама-сама дальше. Пряди свою пряжу.

Но старуха в сказке не сама по себе, она «часть» Старика. Поэтому старуха не может остановиться, ее роль в подталкивании Старика к прохождению инициации, к осознанию им своих личных желаний и границ. Старуха (со своей пряжей и амбициями, да) — это опять ресурс для Старика, его энергия, которая должна материализоваться вовне, в социуме. Причём, именно через связь (нить) между прошлым и будущим (тема власти и социального статуса это не только про материальное, да)

Это не старуха, а Старик должен был остановиться в своих обращениях вовне, к рыбке. Он должен был выйти из роли жертвы и просителя.

Это он должен быть изменить свои действия, чтобы получить новый результат (перестать закидывать невод, прекратить или изменить однообразное действие , совершаемое им 33 года подряд). 

Это он должен был «вырасти» социально и укрепить (восстановить?) свою родовую связь, раз уж сына не родил, хоть бы через статус столбового дворянина, «посадить дерево» рода.

Древнее (природное) дворя́нство (нем. Uradel) — в ряде европейских стран роды, которые известны как дворянские со Средних веков. В Российской империи использовался аналогичный термин cтолбово́е дворянство, объединявший дворянские роды, известные с допетровского времени. Древнее (природное) дворянство обычно противопоставляется жалованному, которое выслужило дворянское достоинство на службе монарху Нового времени.
Википедия

Но нет. В очередной раз, в очередной жизненный и возрастной кризис, Старик не прошёл цикл инициации, да и остался у разбитого корыта, со своею старухой, у самого синего моря.

Ещё из Пушкина:

Сказка ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок.

Ни разу не про женские желания сказка Золотая рыбка. Эта сказка про непройденные уроки мужчин.

А ещё, пожалуй, про свободу воли человека. Если даже силы природы и стихий и законы мироздания в лице рыбки не могут заставить человека быть активным и инициатором в своей жизни — то ничего не попишешь, эволюционный отбор сработает.

Ваш реалистичный психолог

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх