
Сегодня трудно представить, что ещё каких-то 30 лет назад курение на борту самолёта считалось нормой, а специальные «курящие» и «некурящие» зоны были обязательным пунктом в посадочном талоне. Самолёт, клубящийся табачным дымом, — это образ целой эпохи, которая осталась в прошлом. Почему же авиакомпании так долго терпели сигареты на высоте 10 000 метров, и какой рейс стал последним курящим?
Когда курение в небе было нормой
Курить на борту самолёта начинали практически сразу после появления пассажирской авиации. В 1930–40-х годах никто не задавался вопросами безопасности или комфорта — многие считали сигарету элементом стиля. Даже пилоты иногда могли закурить прямо в кабине. В 1950–70-х табак активно рекламировался, а курение воспринималось как привилегия. Компании даже раздавали бесплатные сигареты на борту: например, Pan Am, Japan Airlines и Aeroflot.
В Советском Союзе курение в самолётах было настолько распространено, что о его запрете речи не шло. В салонах устанавливались пепельницы, а в туалетах — датчики дыма, которые, правда, часто игнорировались. Некурящие пассажиры могли пожаловаться — но максимум, на что они могли рассчитывать, — это место в другом ряду.
Почему запретили: от жалоб до трагедий
Переломный момент начался в 1980-х, когда медики, общественные организации и сами авиакомпании начали давить на регуляторов: стало очевидно, что пассивное курение в замкнутом пространстве опасно.
Первыми отказались от курения на внутренних рейсах американские авиалинии (сначала Delta и United), а в 1988 году США официально запретили курение на рейсах до 2 часов, позже — на всех. Европа и Азия шли тем же путём. В России курение на внутренних рейсах запретили только в 2001 году, а полный запрет на всех авиарейсах ввели в 2007 году.
Кроме здоровья пассажиров, важную роль сыграла и безопасность. Были случаи, когда окурки вызывали возгорания, например, трагедия рейса Varig 820 (1973 год), где дым в туалете убил 123 человека.
Последние рейсы с табачным привкусом
Интересный факт: последний международный рейс, на котором официально разрешалось курение, был выполнен China Airlines в 1999 году. В России такие рейсы сохранялись ещё несколько лет, особенно на старых бортах советского производства, где таблички «No Smoking» были установлены уже в XXI веке.
Последними «курящими» авиакомпаниями были небольшие лоукостеры в развивающихся странах, а также государственные перевозчики, не спешившие с модернизацией. Но к середине 2010-х годов и они окончательно ввели запреты. Курящие рейсы ушли в прошлое.
Курение сегодня: нельзя, но пытаются
Хотя курение полностью запрещено, авиакомпании по-прежнему оснащают туалеты датчиками дыма, а иногда и пепельницами — по требованиям безопасности (чтобы курильщик не выбрасывал окурок в мусорное ведро). Нарушителей ждёт штраф, а иногда и арест. Известны случаи, когда пассажиров снимали с рейсов и вносили в чёрные списки компаний.
Кстати, сейчас новой «табачной угрозой» стали электронные сигареты и вейпы — их курильщики часто пытаются использовать тайком. Но правила едины: запрещено всё, что связано с курением, независимо от формы.
Итог
Курение на борту стало историей. Сегодня даже мысль о том, чтобы закурить в самолёте, кажется странной. Но для нескольких поколений это было обыденной частью полёта — со своими ритуалами, запахами и пепельницами на каждом подлокотнике. Мир стал чище, безопаснее и здоровее. Хотя кое-кто по-прежнему вспоминает те времена с лёгкой ностальгией.
Свежие комментарии