Если вы читаете меня давно, вам должно быть известно: импрессионисты - не самые мои любимые художники. И многие меня за это осуждают) А я потихоньку исправляюсь: недавняя работа над циклом детских лекций про импрессионистов заставила меня по-новому на них посмотреть, и многое из того, чего раньше не понимал и не принимал, теперь обрело место в моем сердце.
Но кое-чего я принять не могу, и главная моя «претензия» к импрессионистам остается в силе.
Давайте представим себе диалог между импрессионистами, всеми разом, и Алексеем. Выглядел бы он примерно так:
Импрессионисты:
- Мы хотим писать свет, свет разный, свет утренний и вечерний, свет робкого весеннего и усталого осеннего солнца, его игру, его магию.
Алексей:
- Отличная идея! Я поддерживаю.
Импрессионисты:
- А еще мы хотим поймать очарование момента, быстротечного, хрупкого.
Алексей:
- Я - двумя руками «за».
Импрессионисты:
- А еще -игра цвета, его мерцание, взаимное смешение оттенков, рефлексы.
Алексей:
- Весьма продуктивная идея.
Импрессионисты:
- И, конечно, ради этого мы собираемся полностью отказаться от классического рисунка и реалистичности.
Алексей:
- А вот здесь – стоп! Этого я принять уже не могу.
Понять, кстати, тоже не могу: зачем для достижения световых эффектов выбрасывать в окно все достижения классического рисунка? Все то, за что боролись европейские художники, начиная с эпохи возрождения? Разве цвет и форма противоречат друг другу? Разве правильный рисунок и колористическая игра - взаимно исключающие вещи?
То, что это не так, наглядно показывают картины современного китайского художника Гуань Цзецзуя. Любимая его тема – балерины (кстати, интересное пересечение с Дега, правда?) Посмотрите вот на эту картину. Великолепно переданный свет присутствует? Присутствует. Пойманное в кадр движение есть? Есть. Игра цвета в кронах деревьев за окном показана? Показана (заметьте, что зеленые ветки приобретают синеватый оттенок, совсем как у Моне). И в то же время китаец не растворяет свою балерину в мельтешении красочных мазков, как это делали импрессионисты. Нет, он полностью сохраняет ее форму, позволяя нам любоваться красотой движения, изящными очертаниями, позволяет оценить уверенное обращение с линией.
Здесь живописность и реализм не борются, а взаимно дополняют друг друга. И я искренне не понимаю, почему импрессионисты упорно не желали идти по этому пути.
А что вы думаете об этом?
Алексей Пашков, искусствовед
Свежие комментарии