На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алиса Майская
    Бред обиженки. Вся статья под лозунгом "пожалейте старушку". Слава Богу, если у детей не мама главная женщина и главн...Если вам от 50 до...
  • Tania Еременко
    Да. Евгений, сколько отправили бойцов за Россию в Казахстан, Ухбекистан... и они сейчас сидят в тюрьмах. И что-то Зах...Семейный скандал ...
  • Евгений Мангуш
    Я не понимаю о чём столько шума? Из-за этой мартышки? Лучше подняли бы шум по вопросу выдачи ему паспорта. Русского п...Семейный скандал ...

Ислам и женщины

Отрывок из статьи

Жизель Доннар. Женщины в мусульманских обществах: лицо патриархальной системы и вопросы женской борьбы

После распространения ислама в Аравии в VII веке арабское общество было полностью преобразовано и положение женщин регулировалось новыми законами. Мухаммед, посланник священных откровений, положил начало новому социальному устройству, сыграл роль, подобную роли Моисея в иудаизме.

Об этом написано в Книге — Коране. Возникла новая монотеистическая религия-завоеватель, избавившаяся от политеистического пантеона, в состав которого прежде всего входили женские божества.

Политико-религиозная операция, осуществленная Мухаммедом, стала ответом на кризис, возникший в арабском обществе в начале VI века. Кризис появился в результате трудностей адаптации кочевых племен к развитию торговли в городах и близости двух могущественных империй — Сасанидской и Византийской. Ислам должен был разрушить традиционное сообщество, основывающееся на клане и его ценностях, чтобы заменить его религиозным сообществом — уммой (أمة). Сообщество верующих, впредь связывающее всех людей, пришло на смену прежним племенным связям.

Какие новые типы связей мужчины-женщины были учреждены? Как была преобразована структура семьи? При чем здесь личное-общественное? Патриархальная система, чье обновление поддерживает подчинение женщин, но как именно? Оставляя [их положение] неизменным, улучшая или усугубляя?

Как правило, доисламские общества по отношению к женщинам настроены весьма негативно, потому роль ислама рассматривается как освободительная. Поскольку женщины не обладали ни общественным статусом, ни правом наследования, а практика умерщвления младенцев женского пола была привычным делом, считается, что Мухаммед даровал женщинам человеческое существование.

Существование подобных практик не поддается сомнению, однако этого недостаточно для характеристики общего положения женщин в доисламских сообществах. Как представляется, статусное разнообразие женщин не позволяет делать выводы об их бедственном положении с той легкостью, с какой это сделал ислам[11].

Прежде всего, стоит начать с замалчивания презрения всех монотеистических религий в отношении предшествующих им политеистических. Адепты политеизма всегда фигурируют как идолопоклонники, а значит варвары. В то же время к обществам, устроенным по родоплеменному принципу, применяются критерии обществ, в которых понятия человек, личность играют ведущую роль.

Особенно подозрительны два факта. Во-первых, легкость, с которой проституированные женщины во времена Мухаммеда отказались от ислама и хиджаба. Это говорит о многом! Тем более, что речь очевидно шла о женщинах из аристократических семей. К слову, они же устроили праздник по случаю смерти Мухаммеда; это событие не осталось безнаказанным: ответные меры были чудовищны.

Во-вторых, остервенение, с которым были ликвидированы три богини из доисламского пантеона, известные как «дочери Аллаха».

Положение женщин в доисламский период[12] напрямую связано с семейным устройством и с разновидностью брачного союза. Одновременно сосуществовали две основные тенденции: патрилинейная и матрилинейная. В патрилинейных семьях женщины должны были жить с семьей мужа, их пропитание зависело от мужчины, а дети принадлежали клану отца; таким образом, физическое отцовство являюсь вещью крайне важной, как, соответственно, и женское целомудрие. В матрилинейной, или матрилокальной системе женщина остается со своим племенем, которое продолжает ее кормить и защищать; дети принадлежат племени матери; женской девственности придается намного меньше значения, равно как и физическому отцовству, так как в любом случае дети остаются в племени; женщина имеет право отказаться от мужчины. Что касается разновидностей брака, то в патрилинейной системе практиковались патриархальные и полигамные браки, в матрилинейной — полиандрические, в которых женщина решала, кто является отцом ее детей. Существовал брак для воспроизводства потомства, в котором женщина целенаправленно готовилась [к рождению детей], и временный брак мут’а ради удовольствия. В случае проституции вопрос отцовства рожденных детей решался судьями.

Без всякого преувеличения можно сказать, что на смену всему множеству условий пришел единственный тип отношений между мужчиной и женщиной. Ислам установил патрилинейный и патриархальный брак. Все остальные формы отношений, в том числе матрилинейные союзы, были запрещены, превратившись в зина. Нормой же стал полигамный брак, в котором женщина переходит в семью мужа, а требование девственности, ношение хиджаба и ограничение передвижения женщин получают широкое распространение («Хиджаб и четыре стены»). Сравнение с замурованными заживо не будет преувеличением для женщин, которые, согласно традиции, выходят из дома только дважды: один раз при переходе в семью в мужа, второй раз на свои собственные похороны.

Подобным радикальным образом все общество было реструктурировано и приведено к единой модели. Отныне женщины отправлялись в патрилинейную, патриархальную и полигамную семью, как никогда завися от воли мужа. Именно он, согласно исламу, ответственен за мораль в семье. Никакого убежища в своей семье, своем клане женщина больше не имела, так как с появлением единой общины — уммы — общественное устройство перестало основываться на кланах, его базовой ячейкой стала семья, где женщина оказалась заключенной. Женщина — несамостоятельное, подведомственное мужу существо. Ислам подразумевает прямую связь с Богом. Обладающему авторитетом — мужчине — не нужно отвечать ни перед кем, кроме самого себя. В исламе отсутствует даже минимальное посредничество в виде священнослужителей, как это происходит, например, в случае с католической церковью. Появление человека как личности в мусульманстве породило проблему в патриархальной системе, существующей в различных формах. Решением проблемы стало эксплицитное провозглашение второсортности женщин и их помещение под опеку семьи, иными словами, создание «недочеловека» (sous-individu). Между этой операцией и той, что реализовал Наполеон после Революции, прослеживаются некоторые общие черты. 1789 год также привел к возникновению личности и ее прав, тогда как женщины заявляли о себе сами. Наполеон отправил их в лоно семьи, в подчинение к мужу. Одни лишь вдовы и незамужние избежали этой участи и могли воспользоваться всеми общественными правами. Политические гражданские права остались мужской привилегией.

С возникновением мусульманского сообщества женщины стали мишенью операции по захвату и были водружены на территорию семейной ячейки без возможности выхода. Происходит оперативное и слаженное «отключение» внешнего мира, он попадает под запрет, неповиновение которому карается смертью. Тела и желания женщин оказываются полностью в руках мужчины, также под страхом смерти. Целибат невозможен, незамужние женщины рассматриваются в качестве нарушителей общественного порядка. Нет ни одного способа уберечь свое тело и отказаться от исполнения сексуально-репродуктивных услуг, находясь вместе с этим за пределами публичного пространства. Перед нами не стоит задачи идеализировать положение женщин в доисламском обществе. Однако больше не представляется возможным поддерживать несколько популистское утверждение о том, что ислам по своей сути является освобождающим движением.

Египтянин Мансур Фахми (1886-1959) в 1913 году в Сорбонне работал над диссертацией под названием «Положение женщины в традиции и развитии Ислама». Будучи атакованным со всех сторон, он был вынужден отказаться от своей работы, которая никогда не была переведена на арабский и была забыта на стеллажах парижского университета. Вот его заключение:

«[В доисламский период], несмотря на более низкое положение, женщина существовала в социальном смысле: она говорила, думала, реагировала. <…> Играла социальную роль, хотя все остальное было ограничено семейным кругом. <…> Так как она оставалась в лоне своей семьи, это служило защитой от насилия мужа. В некоторых случаях она также могла подать на развод. Литература предоставляет множество примеров из жизни женщин, которые были сами себе хозяйками, выбирали своих мужей и могли выгнать последних, когда заблагорассудится».

Закрепление женщины в семейном кругу, за пределами публичной сферы, является чем-то вроде краеугольного камня социальных институций мусульман. Жестокость в применении телесных наказаний для всех, кто раскачивает эту конструкцию, играет важную роль и по сей день.

Священное писание устанавливает положение женщин. Аят 33:59 предписывает носить хиджаб сначала женам пророка, затем всем женщинам, принявшим ислам, чтобы отличать их от остальных:

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный»[13].

Можно также вспомнить аят 4:38: неполноценность женщины выражается в разрешении применении силы против нее. Женщины могут «законно» быть подвергнуты побоям и ограничениям. Таким образом женская неполноценность, право на изоляцию и избиение прямым текстом прописаны в Коране.

Вырисовываются три фронта угнетения. Во-первых, женщина всегда подлежит контролю, никогда не свободна в своих действиях, независимо от того, касается ли дело ее замужества, развода, детей, работы, передвижения…, несмотря на полную юридическую ответственность за все свои действия. Во-вторых, она укрыта хиджабом и в некоторых странах пребывает в затворничестве, исключенная из публичной сферы. Наконец, у нее не равное право на имущество, поскольку ее часть наследства — половина от той, что получает мужчина. Наш тезис состоит в предположении, что поддержание традиций угнетения не является частью ислама, однако распространено среди его верующих. Это относится, например, к женскому обрезанию, практика которого (в местах существования) объединена с обрядами и никогда не осуждалась. Все это происходит на фоне легитимации насилия в отношении всех женщин, выступающих против мужского надзора.

Перевод с французского Яны Михалиной

Ссылка на первоисточник
наверх