На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Иван Ураганов
    Забыл сказать про брюки клёшь и 2-х бортные пиджаки.😅Представляете?
  • Иван Ураганов
    Получив по наследству комнату в коммуналке,имеешь полное право ею распоряжаться.Наличие чужих вещей в комнате не допу...Что плохого в том...
  • Воробей
    История про ноев ковчег - всего лишь аллегория-притча, указующая в далёкое будущее, предсказывая ситуацию, которую мы..."Все по Библии". ...

"Парадокс из рукописи". Ученые бьются над важной загадкой русской истории

Православные отмечают праздник Покрова Богородицы

 Православные отмечают Покров Пресвятой Богородицы 14 октября. Глубоко укоренившись в русской истории, этот праздник давно стал для многих "своим". Однако у ученых другое мнение. О некоторых важных исторических обстоятельствах — в материале РИА Новости.

Стоит особняком

Покров входит в число 18 великих праздников. Но, в отличие от большинства из них, никак не связан с евангельскими событиями. Его основа — церковное предание.
Некогда в Константинополе жил юродивый по имени Андрей. Однажды он со своим учеником Епифанием отправился на окраину города, во Влахернский храм, помолиться и поклониться величайшим святыням — Кресту Господню и Ризе Богородицы.
Было около четырех часов утра, когда святой вдруг обратил взор вверх и узрел Богоматерь, а с ней — Иоанна Предтечу и апостола Иоанна Богослова. Андрей спросил ученика: "Видишь Владычицу и Царицу мира?" — "Вижу, отец мой, и ужасаюсь", — ответил тот.
"Преклонив колена, — гласит предание, — Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу Господню, продолжала молитву, закончив которую, Она сняла с головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых".
Именно благодаря этой византийской легенде и появился праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Однако до сих пор не ясно, кто первым стал его отмечать — греки или русские.
Икона Покров Пресвятой Богородицы  - РИА Новости, 1920, 10.10.2024
© РИА Новости / Игнатович Икона "Покров Пресвятой Богородицы"

В честь поражения

Долгое время преобладала первая версия. Так, русский церковный историк Григорий Георгиевский увязывал происхождение праздника с житием того самого Андрея Юродивого.
То есть Покров возник в Византии и лишь спустя два столетия пришел на Русь, где быстро прижился и стал "своим". Но с Георгиевским соглашались не все. Хотя бы потому, что в византийских текстах о видении святого Андрея — ни слова.
Да и в греческих церковных уставах торжественная дата не зафиксирована. Отсюда другая гипотеза: праздник появился на Руси в XII веке.
Тогда фактическим правителем русских земель был Андрей Боголюбский, особо почитавший Богоматерь. В 1164-м он распорядился пополнить календарь Всемилостивым Спасом — в честь победы над волжскими булгарами — и Покровом Пресвятой Богородицы. Но вот к какому событию он приурочил второй праздник — вопрос.
Андрей Боголюбский (Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885—1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва) - РИА Новости, 1920, 10.10.2024
Андрей Боголюбский (Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Ответ, скорее всего, нужно искать на страницах "Жития Андрея Юродивого". Исследователи полагают, что там описаны события рубежа IX-X столетий. В тот период Константинополь неоднократно осаждали мусульмане. Вероятно, речь идет об одном из таких набегов.
По другой версии, византийская столица оборонялась от… "племен русов" из Киева. Так в ту пору именовали варягов. В "Повести временных лет" говорится, что успешной осадой командовали князья Аскольд и Дир. Правда, затем они отступили — по неизвестной причине. Греческие хроники свидетельствуют: случилось это после крестного хода с ризой Богородицы. Это чудо убедило Аскольда и Дира принять христианство. А Андрей Боголюбский позднее учредил в честь него праздник Покрова.
Однако поход на Константинополь упоминается в русских письменных источниках довольно поздно — приблизительно с XVI века. И откуда пришла эта информация, не очень понятно. Кроме того, ее могли существенно переработать.
Парадокс: Боголюбский решил отпраздновать поражение собственных предков. Поэтому некоторые ученые считают, что истоки Покрова следует искать не во Владимиро-Суздальском княжестве.

Наш иностранец

А в Новгороде. Дело в том, что все ранние рукописи, где упоминаются "Житие Андрея Юродивого" и праздник Покрова, — именно оттуда. К тому же, согласно ряду преданий, святой родился в городе на Волхове, а только потом перебрался в Константинополь.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли - РИА Новости, 1920, 10.10.2024
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли
Согласно этой гипотезе, праздник Боголюбский привил своей вотчине после неудачной осады "вольного города" в 1170-м. Современники же называли неудачу опытного полководца не иначе как "чудом Божиим".
Сегодня новгородская версия считается наиболее достоверной.
Только есть одно но: первый известный науке храм в честь этого праздника — церковь Покрова на Нерли — стоит не на северо-западе Руси, а во владимиро-суздальских землях. Это еще больше запутывает исследователей и не позволяет окончательно ответить на вопрос, чей же на самом деле Покров.
------------------------------------
МОСКВА, 14 окт — РИА Новости, Сергей Проскурин.



Картина дня

наверх