На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Seregin
    👎Таджикистан - Чем...
  • Элина Морозова
    А в древней Спарте слабых младенцев сбрасывали со скалы.Отомстил наглому ...
  • Александр24
    В советское время любой взрослый мог и имел негласное право дать хорошую затрещину любому малолетнему наглецу. Родите...Отомстил наглому ...

Общечеловеческие ценности?

Да существуют ли они?!

В эпоху Великих географических открытий европейцы встревожились всерьёз: оказывается, христианская мораль - не просто не единственная в мире, но, возможно, и не самая высокая?!

Как найти точки соприкосновения у христианского миссионера с его «не убий» — и людоеда с Новой Зеландии? Проще объявить аборигена дикарём, не доросшим до «высоких материй». И почему европейцы без конца жалуются на жизнь - а Новая Зеландия, Океания занимают ведущие позиции по "индексу счастья"?

Общечеловеческие ценности?

Что общего у евангельского «Кто не хочет работать — тот и не ешь», — и убеждением высших классов общества, что работать — позорно? Единственный заработок, достойный дворянина — военная служба.

Общечеловеческие ценности?

А целые народы вообще считали неприличным брать в руки оружие. И, случалось, бескровно побеждали. Индия избавилась от колонизаторов — англичан, внедрив в общественное сознание «простую» мысль — индус-патриот не должен покупать импортные товары!

Но в той же Индии вдова, пережившая мужа - изгой. Позор своей семьи. Трусиха и изменница. Она же клялась быть с мужем "в жизни и смерти" - так почему же не бросилась в его погребальный костёр?!

Общечеловеческие ценности?

В Европе клялись так же, но кто и когда понимал это столь буквально?

Стариков Европа уважала и ценила - и просто не верила своим глазам видя, что в Японии, например, старики озабочены тем, чтобы умереть вовремя. Сами. Грешно не работать - а есть то, что могли бы съесть внуки.

Но зачем нравственность, несовместимая с жизнью? Ответа нет.

Человечество являло собой такое многообразие, что о морали, общей для всех, казалось, не могло быть и речи. «Общечеловеческими» лицемерно называются ценности победителей! Народа, на сегодняшний день самого сильного, успешного, технически оснащённого, и от этого — наглого!

Так считалось до середины двадцатого века, пока прогресс не поставил под вопрос само выживание человечества.

Мини - сериал "Сёгун" - один из лучших фильмов о разнице культур и сложности, почти невозможности диалога.

Добавьте описание

Вероятно, создатели пытались вложить в него другой смысл - сделать просто красивое кино "о приключениях". Ведь в основе - совершенно реальная история английского моряка из 17 века.

В 1600 году английское судно потерпело крушение у берегов Японии - и парень очнулся в незнакомом мире.

Люди, которые его спасли - настолько непонятные, настолько ДРУГИЕ, что... люди ли они вообще? Джон Блэкторн честно отвечает на их недоумённые вопросы, объясняет, что христиане поделили мир - и он сейчас в зоне влияния иезуитов, врагов англичан.

Как японцам это понять, если для них все христиане - враги? Почему они враждуют между собой? И как это они Японию "поделили", если не победили? И если других христиан японцы распинают или варят заживо в котлах, то Джон сумел их заинтересовать знаниями и умениями - он знает, КАК строятся европейские корабли.

Общечеловеческие ценности?

Но, чтобы выжить в мире, слишком жестоком даже по меркам европейского семнадцатого века, Джону придётся стать сторонником одной из враждующих партий. Ведь Японию сотрясает гражданская война!

Его переводчицей, его личным проводником по этому красивому (очень красивому!) аду, станет Марико - сан, жена самурая. Она терпеливо объясняет вещи, на её взгляд, самые простые и обыденные:

- Да, муж имеет право меня убить, как всякий начальник имеет право убить подчинённого за неисполнение приказа. Но мы относимся к смерти, как к переходу - верим в реинкарнацию. А вы, европейцы, говорите, что верите в бессмертие души - а живёте, как в последний раз.

- Не обольщайтесь нашими улыбками, они не то, чтобы лицемерны - они просто заучены.

Общечеловеческие ценности?

Как не улыбнуться, когда Джон блаженствует в маленьком бассейне - а Марико садится на бортик, сбрасывает халат - и моется! При этом лицо её ничего особенного не выражает - это он таращится:

- Это... что... тоже так принято?

- Что принято? А-а-а... да, моемся мы вместе. При нашей скученности трудно прятаться друг от друга - так мы и не стесняемся. Мы закрыты не снаружи - изнутри. Страшно одиноки. Все.

Ладно, это ещё можно понять. Но когда Марико начинает поставлять ему "девочек"? То служанку, то профессиональную жрицу любви? "Я что, просил?!"

- Но не хотеть же ты не можешь? А мой долг - сделать всё для твоего здоровья и благополучия. Правда, непонятно, почему ты "не просил" - ведь мог бы?

- У нас об этом не говорят! С женщинами - точно, не говорят...

- Но как же понять друг друга, если молчать?

А когда одна из служанок (в иерархии она выше крестьян) распоряжается отрубить голову старому крестьянину за неисполнение поручения?!

Общечеловеческие ценности?

Долго приходится объяснять кипящему негодованием англичанину, что виноватых здесь нет: старик сам, понимаешь, САМ пожелал умереть достойно, не дожидаясь старческой немощи (ждать - то ему оставалось недолго).

"Тоталитаризм", какой европейцу не приснится и в страшном сне. И при этом - сильные, мощные, красивые люди.

Скоро Джон поймёт, что судьба подарила ему встречу с женщиной - личностью, что он полюбил чужую жену. И как же просто Марико говорит о том, что мужа она не любит! Потому, что её муж убил её отца. Да, готова повиноваться, но не изображать любовь!

И в этом невероятном, перевёрнутом мире Джону предстоит прожить всю оставшуюся жизнь...

Общечеловеческие ценности?

 

***

Лишь после 6 августа 1945 года — первой атомной бомбы, сброшенной американским пилотом на японский город Хиросиму, — стало окончательно ясно, что человечество вплотную подошло к «точке невозврата».

И население Земли впервые осознало себя единым целым.

ЖИЗНЬ в самом широком смысле, само существование биосферы — это, оказывается, и есть та главная общечеловеческая ценность, без которой не имеют смысла классовые, религиозные, национальные и социальные. Они стали ценностями «второго порядка».

И даже сегодня далеко не каждый согласится с тем, что ими можно и нужно поступаться, если они несут угрозу существованию человека, как биологического вида.

А пока угрозы не было? Говорить о взаимопонимании не приходилось.

Подп
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх