Есть картины, которые вызывают у меня щенячий восторг. Перед вами - одна из них.
(Кстати, я написал «щенячий восторг», а на картине – собака. Чувствуете изящную игру слов?)
Сегодняшнего нашего художника зовут Эдвин Лэндсир. Простите, сэр Эдвин Лэндсир. Занимался он в основном собаками, и весьма успешно: в доме каждого уважающего себя английского лорда викторианской эпохи был портрет любимца кисти Лэндсира.
Не был исключением и королевский дворец: ведь черная красавица - борзая по имени Эос - была любимицей не кого-нибудь, а принца-консорта Альберта, мужа королевы Виктории. И знаете, чем эта картина меня восхищает? Тем, что она прекрасна на всех уровнях.Сейчас поясню свою мысль.
Картину действительно можно рассматривать как бы на трех уровнях. На первом уровне красивым может быть сам изображенный объект. Например, симпатичный, свернувшийся в клубок котенок всегда вызывает умиление, даже если нарисован он посредственно.
Второй уровень - это художественные достоинства картины: удачное сочетание цветов, оригинальная композиция, тонкий намек. Наконец, третий уровень - это история, которую картина рассказывает, смыслы, посыл, эмоциональный заряд.
Так вот, творение сэра Эдвина Лэндсира прекрасно на всех трех уровнях. Изображенная собака разве не великолепна? Даже я, человек, дальше морских свинок в плане домашних питомцев давно не заходивший, способен оценить грацию этого создания.
Второй уровень: композиция. Тут мой восторг начинает нарастать. Что может быть проще и одновременно изящнее, чем поместить рядом с собакой цилиндр и пару перчаток? Картина сразу наполняется новым содержанием. С одной стороны, и собака, и цилиндр, и перчатки - атрибуты истинного джентльмена и аристократа.
С другой стороны, собака и цилиндр одинакового цвета, и это колористическое совпадение только подчеркивает их отличие: цилиндр - мертв и неподвижен, собака - живая, дышащая, трепетная. Наконец, белые перчатки – и тоже белые, как бы в перчатках, лапы собаки. Изящная смысловая параллель.Наконец, третий уровень: смысловой посыл. Он здесь тоже умен и лаконичен. Мне кажется, картина эта - попытка рассказать о человеке в его отсутствие. Самого принца Альберта здесь нет, но его цилиндр, его перчатки и его любимица, равно аристократичные, равно изящные, прекрасно передают идею его благородства и утонченности.
Ну вот, пост получился длинным и многословным, но короче у меня не вышло. Подвожу итог: картина великолепна, и я просто не мог ей с вами не поделиться. Вот и делюсь))
Алексей Пашков, искусствовед
Свежие комментарии