Принято считать, что склочный и завистливый коллектив складывается лишь там, где работают одни женщины. Даже название у этого явления есть – клубок змей, или серпентарий. Однако и среди работников мужского пола часто встречаются злые, обидчивые и скандальные люди, у меня на прошлой работе так было.
Вроде все делом заняты с утра до вечера, у каждого свои обязанности, цех большой, не тесный, а столкновения постоянно происходили. Не физические – психологические, на уровне обидных шуток, издёвок, жалоб начальству исподтишка. Я себя в обиду не давал, научился не реагировать на насмешки.

Расскажу, как я выработал иммунитет к токсичному коллективу на прошлой работе, поставив на место особо рьяных завистников.
Почему коллектив становится токсичным
Токсичным принято считать коллектив с нездоровой атмосферой, где намешано всё:
- зависть;
- обиды;
- соперничество;
- стремление выделиться;
- слухи и сплетни;
- оскорбления.
Чаще всего такое бывает там, где работают люди одного пола – или только женщины, или одни мужчины. Почему же нормальные рабочие отношения перерастают в проблемные?
Тому есть несколько причин:
- отсутствие взаимодействия с начальством и коллегами;
- стрессовая работа и развитая система штрафов;
- текучка кадров;
- недовольство способом распределения зарплаты.
Иногда же, как было у нас на прошлой работе, проблема кроется в склочном характере «пары старожилов» — тех, кто давно работает и считает себя главными. Они и подзуживают остальных на травлю несогласных со своим мнением.
Как научиться игнорировать конфликты
Скажу сразу – не стоит поддаваться на провокации, бегать каждый раз жаловаться начальству или бросаться на обидчиков с кулаками. Токсичность следует игнорировать, вырабатывая иммунитет к сплетням. Чтобы про вас могли сказать – да ему это как об стенку горох. Тогда от вас отстанут и даже начнут уважать, проверено на себе.
Рассказываю, как я выработал иммунитет к токсичному коллективу на прошлой работе, понаблюдав с неделю за отношениями среди работников цеха и словесными стычками:
- оценил ситуацию и определил для себя главных зачинщиков конфликтов (у нас это два «деда» были, в силу возраста не желающих работать, зато любители всех поучать своей опытностью);
- понаблюдал за характерами, манерой поведения спорщиков (один начинал разговор с фразы «Да ничего ты не умеешь», второй постоянно поддакивал «Учись, пока я жив»);
- перестал обращать внимание на их советы и приказы (у меня начальник имелся, а не эти двое мужиков, о чем не преминул им сообщить сразу же);
- начал работать на опережение, зеркаля их действия – через пару раз от меня отстали и даже перестали задирать.
Как я зеркалил? Поясню.
- Услышав фразу: «Ничего ты не умеешь», тут же выключал станок и громко говорил: «Конечно. Научи как надо, давай, показывай», и протягивал деталь. Деду приходилось брать, все же смотрят, и точить деталь, через 2 таких подхода ему надоело.
- Услышав «Учись, пока я жив» пару раз спросил: «А чего, помирать собрался? Надо начальству сказать, что пора тебя увольнять, чтоб не на работе коньки отбросил». Как бабка отшептала ко мне лезть с советами.
Если зачинщики увидят, что человек не ведется на провокации, не нервничает и не реагирует на сплетни, они отстанут. Главное же – вывести на эмоции, посмотреть, как задели и расстроили. А если новичку без разницы – интереса нет к нему лезть.
А еще посоветую соглашаться с самыми странными слухами и поддакивать – так и есть. К примеру, на вопрос: «А, правда, что тебя с прошлого места работы за пьянство выгнали?» улыбаться, кивать головой и отвечать: «Конечно, это я с нашим начальником квасил». Обычно такие фразы за пару раз отбивают желание придумывать сплетни.
А вы в токсичном коллективе хоть раз оказывались? Как решали конфликты?
Свежие комментарии