На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр24
    Это точно! Высасывают истории из пальца. Скоро сюжеты из индийских фильмов будут пересказывать. Такая чушь!- А вам в трешке ...
  • Майя Maja
    Что ты хочешь от человека с ограниченным мышлением, но с безграничной фантазией?Бывший муж забыл ...
  • Воробей
    Ну, да. Это хороший аргумент, в смысле обоснованный и логичный. )   А то, что проявления "фрагментации" удаётся усмот...Бывший муж забыл ...

Бить или не бить. Что же все-таки написано в Домострое.

Домострой

Домострой еще с советских времен стал своего рода символом всего косного и отсталого, прежде всего семейной жизни и отношений между мужем и женой в частности, при том, что подавляющее большинство из нас кроме названия и «бить жен» о самой книге имеет весьма смутное представление.

С этим замечательным историческим документом сработал ставший уже хрестоматийным принцип: Пастернака не читал, но осуждаю.

Примечательно также, что на Домострой чаще всего ссылаются люди, к которым он не имеет отношения, поскольку адресован этот документ, что явствует из текста, был гражданам, имеющим достаточно устойчивое положение: собственные дома и дворы, прислугу/челядь и ведущим определенный образ жизни – купцам, «государевым людям» (чиновникам), мелкопоместным дворянам и промышленникам, «зарождающейся буржуазии», как писали в советских же учебниках.

Говоря современным языком, целевой аудиторией Домостроя была верхушка среднего класса, живущая в коттеджных поселках и имеющая устойчивый доход выше среднего.

 

 

Написанный в 16 веке Домострой описывает отношения с государством, отношения с церковью и отношения в семье, что особенно интересно для нас, а также нормы поведения, включая соблюдаемые до сих пор правила переобуться и переодеться в домашнее, придя с улицы.

Кроме того, осуждалось пьянство как главная предпосылка большинства драк, хулиганства и разбоя, поскольку пьяный человек становится либо буйным, либо беспомощным.

«А к этому добавь еще: когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара и драка, а то и кровопролитие. .. Если упьешься допьяна, а спать к себе не идешь – не едешь, тут и уснешь, где пил, останешься без присмотра, ведь гостей-то много, не ты один. И в этом твоем перепое и небрежении изгрязнишь на себе одежду, а колпак или шапку потеряешь… Спьяну многие от вина умирают и замерзают в пути… Не говорю: не следует пить, такого не надо; но говорю: не упивайтесь допьяна пьяными».

 
К. Маковский. Поцелуйный обряд.
К. Маковский. Поцелуйный обряд.

Описывались в Домострое и правила поведения за столом, кстати, практически не отличающиеся от современных.

Но что же говорилось о женах, как предписывалось мужчинам обращаться с ними. Удивительно, но в Домострое, а я внимательно перечитала его несколько раз именно на этот предмет, нигде не говорится о том, что жен или дочерей нужно бить и в принципе применять какое-то насилие. Сыновей – да, жен и дочерей – нет.

Более того, несколько раз упоминается о том, что хорошая жена – лучшее, что может случиться с мужчиной.

«Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь».

Такую жену: «добрую, трудолюбивую и молчаливую» предписывалось ценить и уважать. Интересно также, что «управленческие решения» по ведению дома и хозяйства мужу и жене предписывалось принимать (и выполнять) совместно. Никто свои дни за игрой в танчики или просмотром сериалов, очевидно, не проводил.

 
К. Маковский. Боярский свадебный пир.
К. Маковский. Боярский свадебный пир.

Например, рекомендовалось «каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, по колокольному звону встав и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность и кому какое дело ведено вести, всем тем наказать, когда и что из еды и питья приготовить для гостей и для себя».

Особенно обращает внимание призыв заботиться и о челяди, например, вовремя платить людям и не обижать их.

«Господину же и госпоже нужно всегда следить и спрашивать слуг и немощных, и убогих об их нужде, о еде, о питье, об одежде, обо всем необходимом, о всяких их скудости и недостатке, об обиде, о болезни, о всех тех нуждах, в которых можно помочь ради Бога, насколько удастся, и заботиться, насколько Бог пособит и от всей души, как о детях своих, как о близких. Если же кто не радеет о том и таковым не соболезнует, ответит он перед Богом и награды от него не получит, кто же все это с любовью, от всей души и блюдет и хранит, великую милость от Бога получит, грехам отпущение, и вечную жизнь наследует».

 
К.Лебедев. Привоз и сдача подсокольничему соколов в конце 17 столетия.
К.Лебедев. Привоз и сдача подсокольничему соколов в конце 17 столетия.

Самые красивые костюмы в древнерусском стиле

Конечно, домашние обязанности жены предусматривали огромный фронт работ, несмотря а, может, и благодаря наличию работников и помощников: мыть, шить, варить, заботиться о припасах, содержать дом в чистоте и порядке, и всех его домочадцев во здравии. Как, собственно говоря, и сегодня. С известными поправками на появление бытовой техники, доставку пиццы и централизованное водоснабжение.

«Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его: хорошая жена – благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую – только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу хвала и честь. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора».

 
памятник Петру и Февронии в Курске
памятник Петру и Февронии в Курске

Не забывал Домострой упомянуть и о почитании родителей.

Грех смеяться над старостью и немощью родителей

Это достойное правило мы сегодня нарушаем порой даже не замечая этого. Например, стало уже какой-то своего рода если не нормой, то незамечаемой привычкой в ироничном ключе отзываться о пожилых людях, называя их «пенсами» (?), «бабками», «совками», насмешливо-пренебрежительное отношение, ведь они не разбираются в современных технологиях (хотя многие достижения, которыми мы сегодня пользуемся, включая и собственно интернет, были созданы именно ими).

Что же об отношении к пожилым родителям говорит Домострой:

«Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем. Кто бьет отца или мать – тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни» (то есть общественного осужденияа отлучение от церкви было наказанием страшнее, чем смертная казнь).

«Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: «Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно», – этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом и раболепно служи им, тогда и сами от Бога награду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его

Все эти правила нужны нам и сегодня. Кроме бить сыновей, конечно.

все фотографии из открытых источников и носят исключительно иллюстративный характер.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх