Когда мы представляем себе русские балы XVIII-XIX веков, в голове возникают образы в духе произведений Толстого и Пушкина: струящиеся шёлковые платья, галантные кавалеры, чарующие звуки вальса. Кажется, что эти вечера – воплощение романтики. Но что, если сказка далека от реальности? На самом деле, посещение бала в императорской России могло стать настоящим испытанием не только для нервов, но и для здоровья. В этой статье заглянем за кулисы этого ослепительного зрелища и расскажем, какие его безобразные стороны авторы предпочитали не упоминать в своих романтических описаниях.
![](https://r4.mt.ru/r12/photoF22B/20705872898-0/jpg/bp.jpeg)
Как Пётр I превратил балы в пьянку
Первым, кто ввёл в России традицию светских собраний с танцами, был Пётр I. Однако о подлинных балах в привычном для нас смысле речь ещё не шла. Их предшественники, ассамблеи, больше походили на принудительные, разнузданные гулянки. Участие в них не просто приветствовалось, но и навязывалось всем дворянам, независимо от их желания. Главным распорядителем балов был Павел Ягужинский, человек жёсткий и безжалостный. Если он приказывал пить, отказаться было опасно. Если он велел танцевать, то приходилось плясать до изнеможения, несмотря на отсутствие элементарных навыков в этом деле.
Дворяне без восторга встретили новые порядки. Многие боялись самой идеи свободного общения с женщинами на общем увеселительном собрании – раньше это было просто немыслимо. В итоге мужчины на балах сбивались в группу и предпочитали плотно прижиматься к стенам, стараясь избегать контакта с дамами. Однако сохранить дистанцию было сложно. Уже через пару часов зал превращался в место грандиозного пиршества, после которого гости «старой закалки» буквально валялись на заплёванном полу (плевать на балах не возбранялось) и слишком смелели с женщинами.
Параллельно с этим бесчинством более молодые дамы и кавалеры, стремившиеся не отставать от европейской моды, старались сохранить манеры и приличия. Однако пролившиеся напитки, запахи пота и испражнений (кавалеры могли справить нужду за портьерой, так как специальные места для этого не предусматривались), хамство и бестактность делали такие собрания далёкими от изящества.
Маскарады и странные забавы Елизаветы Петровны
Во времена правления Елизаветы Петровны ассамблеи постепенно эволюционировали в более цивилизованные балы. Однако не обошлось без сюрпризов. Императрица обожала маскарады и вносила в них элементы, которые выглядели довольно экстравагантно. Женщины переодевались в мужчин, щеголяющих в камзолах, кюлотах и шпагами по боку. Мужчины, в свою очередь, облачались в женские наряды, прихватывая с собой веера.
Соблюдение личной гигиены всё так же оставляло желать лучшего. Огромные парики стирали нечасто, и в них нередко заводились насекомые. Кожу покрывали густыми слоями пудры или белилами, которые содержали вредные для здоровья примеси, а духи использовались не столько для красоты, сколько для маскировки неприятных запахов. Сотни вспотевших, иногда немытых гостей активно перемещались в замкнутом душном пространстве, создавая шлейф, который сегодня может выдержать только человек без обоняния. Кроме того, в тёмных уголках залов гости нередко уединялись совсем не для светской беседы. Разврат и тайные свидания тогда были частью любого крупного мероприятия, и никто не видел в этом особых проблем.
Строгий этикет, пробки из карет и массовые обмороки
К XIX веку балы стали более изысканными, но вместе с тем куда более регламентированными. Внешний вид, поведение и даже запах гостей строго контролировались. Мужчины обязательно надевали перчатки, которые нельзя было снять. Женщины появились в залах в платьях с открытыми плечами, с неизменным веером и шалью. Корсеты, стягивающие талию до хруста костей, становились причиной частых обмороков не только у женщин, но и у мужчин, которые хотели подчеркнуть свою выправку. Особенно часто сознание теряли во время энергичных танцев. Специально обученные работники выносили обморочных гостей на свежий воздух.
Бал начинался вечером и продолжался до раннего утра. Отказ от приглашения мог расцениваться как оскорбление, а игнорирование императора могло стоить положения в обществе. В самом начале сезона танцевальные вечера проводились в сильно отапливаемых залах, освещённых множеством свечей. Их жар вкупе с запахами пота, разносортных духов, мастики и жира, которым офицеры натирали свои сапоги, создавали удушающую атмосферу. Из-за перегрева, переутомления, переедания и употребления алкоголя бал нередко заканчивался летальным исходом для кого-то из гостей.
Одной из неожиданных проблем того времени были огромные пробки, образующиеся из карет. Люди часами сидели в душных экипажах, ожидая возможности подъехать ко дворцу. Обратный путь был ещё сложнее – уставшие после долгих часов танцев и жары, дворяне вновь были вынуждены проводить время в тесном пространстве карет, прежде чем добраться до дома. В ожидании, разгорячённые и мокрые от пота, они нередко подхватывали воспаление лёгких. В этом свете уже не кажется таким удивительным тот факт, что Пушкин терпеть не мог балы.
Несмотря на всю роскошь, эти вечера были скорее испытанием, чем праздником. Они требовали от участников не только огромных финансовых вложений в наряды, но и стойкости, терпимости к неудобствам и соблюдения строгого этикета. Любое отклонение от последнего могло трактоваться как личное оскорбление, из-за чего нередко вспыхивали скандалы и дуэли. В некоторых случаях бал мог закончиться не только разбитым сердцем, но и чьей-то смертью. Сегодня балы воспринимаются как нечто прекрасное и романтичное, но, если бы кто-то из нас попал на такой вечер, то вряд ли бы смог выдержать его до конца. Возможно, мечта о путешествии в прошлое и приглашении на бал больше не кажется вам столь заманчивой?
Свежие комментарии