На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Узнал, что в семье русского крестьянина был раздельный бюджет у мужа и жены. Рассказываю, как они всё делили

Недавно читая исторический очерк конца 19 века, наткнулся на удивительные подробности о жизни русских крестьян Средней полосы России. Окатывается, в среднестатистической крестьянской семье, не смотря на небогатый, если не сказать аскетичный уклад жизни, бюджет был абсолютно раздельный. Что даже в наше время, согласитесь, практикуется далеко не в каждой семье, где оба хорошо зарабатывают.

Недавно читая исторический очерк конца 19 века, наткнулся на удивительные подробности о жизни русских крестьян Средней полосы России.

Итак, чтобы не быть голословным, давайте обратимся к первоисточнику. Это книга Ольги Семеновой-Тян-Шанской "Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний".

Обратите внимание на дату издания и издательство: 1914 год и Русское географическое общество

На мой взгляд, это если не научное, то, как минимум, околонаучное произведение, написанное учёным-этнографом, несколько лет изучавшим жизнь русской деревни того периода. В итоге, под именем "Иван" она описывает некий собирательный образ простого русского крестьянина с самого рождения и до cмepти.

Например, такого

Или даже чуть-чуть позажиточней.

Фото: Уильям Каррик
Бюджет у мужа и жены в семье был раздельный. Мужу принадлежала вся усадьба, хлеб, лошади, свиньи, весь инвентарь. Жене - посуда, одежда, лен, куры, корова. Овцы - общее имущество, но бывали овцы "собинки" - частное имущество бабы, которое после ее смepтu переходило дочери.

Обратите внимание, что в случае ранней кончины жены её овцы "собинки" отходят её старшей дочке или даже матери. Если та, конечно, добросовестно занималась с внучатами. То есть в любом случае "собинка" не переходит по наследству к живому мужу.

Крестьянка и овцы

Почему же овцы, в отличие от других домашних животных, были общие? Всё просто. Муж и жена просто делили овечью шерсть между собой:

...весенняя шерсть поступает в дележку бабам, а осенняя мужикам. Овчины с таких овец — собственность мужиков, которые не обязаны снабжать баб теплой одеждой.
Крестьянское подворье

Теперь разберём ситуацию немного подробней.

Что принадлежит мужчине и что он приносит в дом

Мужнина вся усадьба, хлеб, лошади, овцы, весь полевой инвентарь. Муж строит на свои деньги избу, двор, амбар, ригу, покупает лошадь и другую скотину, телегу и прочее. Он покупает и хлеб, крупу, говядину, капусту, соль, керосин («газ»), солому для отопления. Мужик плетет лапти на всю семью. Вьет все веревки. Валенки на всю семью доставляет мужик.
Недавно читая исторический очерк конца 19 века, наткнулся на удивительные подробности о жизни русских крестьян Средней полосы России.-7

Что принадлежит женщине и что она приносит в дом

Жена покупает посуду (горшки, блюда; чугуны, ложки, скалки, рогачи, вальки, мыло, кадушки). Изготовляет мужу из своего материала варежки, шарфы, кушаки, сукно на поддевку, онучи.

Обратите внимание, что автор прямо таки подчеркивает - из своего материала.

Куры, понятно, всецело принадлежат бабе. Что касается до коровы, то и она считается принадлежностью (не совсем собственностью) жены, хотя такая крупная покупка, как корова, большею частью производится на общие (мужа и жены) средства.

Помимо овечьей шерсти муж и жена также делят между собой лён. Напомню, что одежда в ту пору была по большей части домотканной.

Лен сеет мужик. Берут лен бабы. Волокно поступает бабам, а семя мужику. Бабы всегда норовят «выбрать» лен с зеленцой, когда волокно лучше, а семя еще не поспело. Молотят лён чаще бабы.
Недавно читая исторический очерк конца 19 века, наткнулся на удивительные подробности о жизни русских крестьян Средней полосы России.-8

При этом на женщине лежит забота о том, чтобы одеть всё семейство. Часто, как мы знаем, довольно многочисленное.

Баба одевает с ног до головы мужа, себя и детей (сапоги, впрочем, муж шьет себе сам на свои деньги), ткет ему веретья. Стан с бердами, самопряха с гребнем и донцем, мялки тоже покупаются на ее деньги. Также и сундук, в который она складывает все свое имущество.
Крестьянка у ткацкого станка

Деньги, заработки

Хорошо, про имущество и обязанности по обеспечению семейного быта мы уже имеем представление. Давайте теперь посмотрим, как обстояло дело непосредственно с деньгами. То есть с их заработком и распределением. Подробности открываются довольно интересные и даже неожиданные. Впрочем, слово автору:

...Ее работа (по найму) делится так: в рабочую пору муж получает плату за женину сдельную работу (у каких-нибудь нанимателей), плата же за ее поденную работу принадлежит ей самой. В некоторых селах, впрочем, в рабочую пору баба работает на мужа и сдельно и поденно. Покос также считается за рабочую пору. Остальное время года женщина работает на себя и сдельно, и поденно.
Крестьянка в поле
У мужа и жены постоянная война из-за работы. Мужик, положим, уговаривается скосить и убрать у помещика «из полу» сено. А баба его вдруг «закалянится», отговариваясь каким-нибудь другим домашним делом, и мужик не может взять работу у помещика. Иногда, в самую горячую пору, когда помещик готов заплатить высокую цену за уборку какого-нибудь хлеба, все бабы отказываются идти вязать и предпочитают лежать на печи. «Мне-то что, пропадай его (то есть мужнины) деньги пропадом, не пойду я ему вязать, авось и дома дела много — его же одевать, обувать».

Удивительные факты, согласитесь. Получается, вроде бы исконная патриархальная семья, а по факту деньги у каждого свои.

Крестьянская семья за столом

Ну и на сладкое

Особенно меня почему-то поразило то обстоятельство, что в крестьянской семье процветало воровство. Причем взаимное. Просто в голове не укладывается, если честно.

Бывают и взаимные покражи у супругов — и очень нередко. То муж выкрадет из жениного сундука ее деньги на свою какую-нибудь «нужду» или на кабак, то жена сворует у мужа муки или крупы для того, чтобы отдать в мелочную лавочку за мыло или за какой-нибудь ситец. У пьяных мужей жены вытаскивают кошельки из сапога... (в свою очередь, дети воруют у матери яйца и всякую мелочь). Воруют у мужей шерсть.
Выйду замуж и дела пойдут в гору!
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх