На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вера Федорова
    Думаю, не только об инвалидности, но и о других серьёзных генетических заболеваниях партнёр должен знать.Муж скрыл инвалид...
  • Вера Федорова
    Ой, ну, всё как теперь...Тоже завязываются внебрачные связи, которые часто кончаются браком. И тоже нередки случаи, к...Шокирующие факты ...
  • Вера Федорова
    Знай наших😉.О "тяжелой" женск...

Трагедия Эдипа и ее отражение в искусстве и психоанализе (эдипов комплекс)

Эдип - герой древнегреческой мифологии, фиванский царь, сын Лаия и Иокасты. Однажды Оракул предсказал отцу Эдипа, что тот умрет от руки собственного сына. Не приняв предсказание всерьез, Лаий женился на Иокасте, но после рождения первенца стал беспокоиться за свою жизнь.

После рождения сына царь приказал проколоть ноги младенца и выбросить его у подножья горы Киферон.

Там его нашёл коринфский пастух и отнёс младенца в Коринф к царю Полибу и его жене Перибее, которые воспитали его как родного сына, дав ему имя Эдип, то есть «имеющий вспухшие ноги».

Антуан-Дени Шоде, "Пастух Форбас, нашедший младенца Эдипа", 1801.

Когда Эдип повзрослел, то один из жителей Коринфа обозвал его подкидышем. Приёмные родители всячески успокаивали сына и не хотели открывать тайну его рождения.

Тогда Эдип решил отправиться в Дельфы, чтобы спросить оракула о своём происхождении. Но вместо ответа Эдип узнал о том, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, который он считал своей родиной, Эдип отправился искать счастье на чужбине. По пути из Дельф, на перекрестке трёх дорог, он встретил знатного мужчину на колеснице. В завязавшейся ссоре незнакомец ударил Эдипа по голове тяжелым скипетром, а в ответ разъяренный юноша дорожным посохом убил нападающего, его возницу и всех, как ему казалось, слуг. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был он) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников.

Эдип продолжил путь и подошёл к Фивам, где встретил Сфинкса и, отгадав загадку чудовища, избавил город от гнета. Эдип был первым, кто разгадал загадку, и, услышав ответ, Сфинкс покончил с собой, бросившись в море.

«Кто ходит на четырёх ногах утром, на двух днём и на трёх вечером?». Эдип ответил: «Человек: в младенчестве он ползает на четвереньках; во взрослом возрасте ходит на двух ногах, а в старости использует посох».
Эдип и Сфинкс. Краснофигурная роспись, ок. 470 г. до н. э., Вульчи. Музей Ватикана.
Эдип и Сфинкс. Краснофигурная роспись, ок. 470 г. до н. э., Вульчи. Музей Ватикана.
Эдип разгадывает загадку Сфинкса. Деталь фрески II века, хранится в Египетском музее.

Горожане решили избрать Эдипа новым царем и дали в жены вдову Лайя, его настоящую мать. Вскоре у них родились дети: сыновья Этеокл и Полиника и дочери Антигона и Исмена.

Фредерик Лейтон "Антигона".

Но боги разгневались за такое преступление (пусть и неосознанное) и послали на Фивы моровую язву - беда не прекратится, пока не будет изгнан из города убийца Лаия.

Узнав правду, его жена (и мать) Иокаста повесилась, а Эдип в отчаянии ослепил себя пряжками, которые снял с одежд на теле своей матери-жены.

Э.Тудуз, "Эдип над телом Иокасты".

Своих сыновей он проклял за пренебрежительное отношение, и покинул Фивы вместе с дочерьми. После долгих странствований Эдип умер в Колоне, близ Афин, в храме Эриний.

Александр Кабанель "Эдип и Иокаста".
Фульшран Жан Аррье, "Эдип в Колоне".

Сюжет об Эдипе стал хрестоматийным примером того, как герой тщетно пытается избежать уготованной ему судьбы.

Спустя много веков, когда античная культура обрела «новое рождение», греческие мифы стали часто появляться на картинах художников. Так, французский художник Энгр демонстрирует идеальный и гармоничный образ: фигура Эдипа с безукоризненными пропорциями античной статуи находится в центре и перетягивает на себя все внимание зрителя. Сфинкс же находится в тени и где-то с краю, соответствуя той атмосфере загадочности, которую передаёт художник. Здесь изображен момент их умственного поединка, когда герой вот-вот должен отгадать загадку, от которой зависит его жизнь. Но мы об этом не думаем: наш взгляд скользит по прекрасно сложенной фигуре, выведенной на первый план и мастерски прописанной Энгром. 

Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Эдип и Сфинкс".

Под впечатлением от картины Энгра свое видение эпизода со Сфинксом создал еще один французский художник- Густав Моро. В отличие от картины Энгра, где Эдип является доминирующей фигурой, у Моро Сфинкс находится в атакующем положении, цепляясь за Эдипа, чья победа ещё не кажется предопределённой. Сфинкс может рассматриваться как олицетворение роковой женщины, служившей общей темой искусства конца XIX века.

Г. Моро, "Эдип и Сфинкс".

По мотивам картины Энгра в 1983 году английский художник Фрэнсис Бэкон создает свою интерпретацию этого эпизода. На первый взгляд, общего тут мало: искаженные лица, скрученная фигура, кровоподтеки на картине Бэкона сложно сопоставить с образами Энгра. Но при внимательном рассмотрении становится заметна схожесть в построении композиции – так же с левого края частично выступает Сфинкс и так же выставлено вперед колено Эдипа. Наверное, своей работой Бэкон ярче всего показывает, как сильно переменились взгляды на античность за прошедшие несколько веков.

Ф. Бэкон, "Эдип и сфинкс (по Энгру)".

Но эта история стала одной из самых известных не только в античности, но и в наши дни. История Эдипа несколько раз была экранизирована. Наилучшим, пожалуй, следует считать фильм итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини «Edipo Re» (1967).

Постер к фильму.

Режиссер переносит место действия из происходит Греции в пустыню, где живут люди в странных одеждах и фантастических головных уборах. Это подчеркивает дикость и первобытность всего происходящего. Но такой мир переплетается и с нашей современностью – и вот в конце ослепленный Эдип уже идет в сопровождении проводника не по дикой пустыне, а по одной из улиц Рима 1960-х годов.

Кадры из фильма.

А в начале ХХ века в психоанализ понятие эдипов комплекс ввел Зигмунд Фрейд.

«Я также обнаружил на своём собственном примере влюблённость в мать и ревность к отцу… и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа» - З. Фрейд.

Эдипов комплекс — влечение к родителю противоположного пола. Родитель своего пола воспринимается как соперник. Согласно этой теории, ребенок сталкивается с конфликтом, который ему необходимо разрешить, чтобы продолжить успешно развиваться и в итоге стать взрослым. В большинстве случаев это происходит само собой, и помощь ребенку не требуется.


Ситуация осложняется и тем, что ребенок эмоционально привязан к родителю-сопернику и не хочет причинить ему вред или потерять его. Разрешить этот конфликт помогает механизм, который называется идентификация. Ребенок начинает ассоциировать себя с родителем-соперником и частично перенимает его манеру поведения. Во время этого процесса у ребенка формируется то, что Фрейд определял как Супер-эго - набор моральных установок и правил, представлений о добре и зле. Они и подавляют влечение к одному из родителей, а в дальнейшем помогают контролировать свои желания и проявлять их социально приемлемым способом.

Но иногда ребенку не удается разрешить конфликт, возникший из-за эдипова комплекса. Это может привести к тому, что мальчики (а потом и мужчины) становятся зациклены на своих матерях, а девочки — на отцах. Выражаться это может в особенно сильной привязанности, нежелании расставаться и зависимости от родителя (сексуальный контекст здесь не является основополагающим).



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх