На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Элина Морозова
    Да и сам бы мог сообразить, раз его не устраивает сложившийся  быт,  а не устанавливать свои правила.Сделала замечание...
  • Вера Федорова
    Вот-вот, и я Сашке из такой же темы посоветовала: беги, парень, от этих людей с "устоявшимися привычками и бытовыми у...Сделала замечание...
  • Элина Морозова
    Молодые не думают или витают в облаках.Вторые и прочие ж...

БЕГИНКИ - еслиб феминюги были такими...

 
Орден бегинок: женщины, которая маскировались под монахинь, чтобы жить свободной жизнью. Фотограф Эдуар Буба.

Орден бегинок: женщины, которая маскировались под монахинь, чтобы жить свободной жизнью. Фотограф Эдуар Буба.

Женское движение под названием «бегинки» занимало особенное место в жизни Европы. Хотя бегинок нередко убивали, а их общины подвергались гонениям там и тут, многие девушки и женщины покидали дом (порой даже просто убегая), чтобы присоединиться к бегинкам. Бегинки давали обеты целомудрия, не будучи монашками, открывали бизнес, не входя ни в один из цехов, бродили по дорогам, хотя не были пилигримками. А ещё бегинки — кумиры современных феминисток и столетней давности суфражисток, хотя и слов таких, как «права женщин», не знали.
Монашки без монастыря
Община бегинок во многом копировала женские монастыри: бегинки ходили в единой форме, напоминавшей монашеские одежды, каждый день вместе молились, всеми деньгами и прочим имуществом владели совместно, подчинялись настоятельнице, ухаживали бесплатно за больными горожанами и путниками, просили подаяние и, главное, давали обет целомудрия. Тем не менее, все они были мирянками. Зачем же так усложнять себе жизнь?
 
Памятник бегинке в Амстердаме. Источник: https://platpaul.livejournal.com
 
Памятник бегинке в Амстердаме. Источник: https://platpaul.livejournal.com
Традиционно ответ ищут во вступительном «взносе», который требовали монастыри: он был якобы для всех высокий. Однако это объяснение не объясняет ничего. Если бы в монастыри можно было попасть только за большие деньги (или нечто, что их стоит), никто никогда не слышал бы о крестьянках, принявших монашеский постриг — а они существовали. Если бы в бегинки шли только от бедности, там нельзя было бы обнаружить дочерей знатных богатых семейств — а их там хватало. Но самое удивительное — почему женщины продолжали вступать в бегинки даже в годы гонений, зная об опасности нападений вплоть до убийств?
Надо понимать, для чего европейские женщины вообще уходили в монахини, помимо, конечно, горячей веры и не менее горячего отвращения ко греху (особенно похоти). Во-первых, это была одна из немногих возможностей сделать карьеру (кроме монастыря, ещё существовала придворная служба фрейлиной, но для очень узкого круга дам). Да, некоторым женщинам прошлого тоже хотелось увидеть в жизни нечто большее, чем тяжёлый ежедневный труд по дому, возня с детьми и поход на рынок. В монастырях учили читать, писать, петь, порой — вышивке или живописи; каждая монашка могла дорасти до настоятельницы или заняться необычным для мирской женщины интересным делом.
 
Репетирующие монахини на картине Жеана Жоржа Вибера.
 
Репетирующие монахини на картине Жеана Жоржа Вибера.
Во-вторых, это был одобренный обществом способ вывести себя из участия в процессе продолжения рода. Хотя на самом деле женщины умирали в Средние Века и эпоху Возрождения не так часто, как принято представлять (ведь каждая проходила суровый естественный отбор ещё девочкой и до детородного возраста доживали, в основном, самые крепкие), всё же среди девушек встречался страх перед смертью в родах. В-третьих, для женщин с физическими проблемами монастырь был шансом уйти от насмешек из-за «уродства» и невозможности найти себе мужа. Наконец, в-четвёртых и не в-последних, монастырь был шансом для женщины уйти из-под власти родственников, с которыми она была в конфликте, или из ситуации, грозящей убийством (не обязательно из-за политики — иногда просто из-за имущественных споров). В-пятых, наконец, монастырь давал гарантированные кров и еду.
А теперь представьте, что всё это можно было получить в некоторых местах Европы, не сжигая за собой все мосты. Ведь из бегинок можно было спокойно уйти, выйти замуж — ведь обет целомудрия давался только на время жизни в общине. Монашек занимали трудом и молитвами весь день — у бегинок общая молитва и бытовой труд (выполняемый по очереди «дежурными» по несколько женщин одновременно) занимали только часть дня, и в том, как заполнить остальное время, бегинка была полностью свободна.
 
Скульптурная композиция, изображающая бегинок, в городе Бреда. Источник: starpi.livejournal.com
 
Скульптурная композиция, изображающая бегинок, в городе Бреда. Источник: starpi.livejournal.com
Настоятельницу выбирали сообща, так что попасть случайно под власть особы редкой злобы было практически невозможно. Притом освоить всё то, чему учат в монастыре, можно было и здесь: более образованные сёстры учили менее образованных, но любознательных. И это было, опять же, делом исключительно желания и учительницы, и ученицы.
 
Реклама
Развратницы, еретички, разбивательницы семей
О том, как появились бегинки, есть две теории. Одна говорит, что орден основал из сочувствия к женщинам, которых не берут в монастырь, священник Ламберт ле Бег. Другая — что с созданием общины справились самостоятельно жёны рыцарей, погибших в Крестовых походах, не желающие создавать новые семьи, и они же ввели практику приглашения общего духовника для общины.
 
Памятник бегинке в Кортрийке. Источник: talusha1.narod.ru
 
Памятник бегинке в Кортрийке. Источник: talusha1.narod.ru
Теории происхождения названия бегинок тоже разнятся. Одни связывают его с ле Бегом, другие — с орденом бегардов, т.е. буквально «просящих милостыню», третьи — со словами begaan (вступать куда-либо) или begijnen (сбегать откуда-то), четвёртые — с тем, что изначально бегинки носили бежевые (beige) одежды.
Обычно под общину бегинок выкупалось несколько домов, стоящих рядом на улице, желательно — недалеко от церкви. Зачастую эти дома ради безопасности обносили единой высокой стеной. Иногда строилось единое здание, вроде общежития — бегинаж; его дверь отмечалась белым крестом. Каждая вступившая в общину делала вклад на своё усмотрение; ожидалось, что взнос богатых сестёр будет больше. Внутри коммуны у бегинок имущества и того, что можно было носить с собой (гребней, молитвенников и так далее) было общим. Самые большие бегинажи (понятное дело, не из одного здания) насчитывали две тысячи женщин!
 
Дворик бегинажа в Бреде.  Источник: starpi.livejournal.com
 
Дворик бегинажа в Бреде. Источник: starpi.livejournal.com
Чтобы вписаться в общество, получить определённый статус, а также из личных убеждений, бегинки активно занимались благотворительностью: ухаживали за больными и пожилыми людьми, давали кров путникам и приют — покинутым жёнам, выращивали и обучали сирот. Чтобы добыть на постройку странноприимных домов, школ и часовен внутри бегинажа деньги, бегинки ходили по дорогам, выпрашивая подаяние, просили помощи у богатых горожан или вели какой-нибудь простой бизнес.
Первые две сотни лет существования бегинки жили спокойно, но постепенно они начали подвергаться тут и там гонениям и нападениям, как церкви, так и мирян. Тому было множество причин, и самые простые были у церкви. Во-первых, бегинки, не спрашивая, давали кров и пищу бегущим от суда сектантам. Во-вторых, у них выработалась своя философия, которая для церкви выглядела ересью: якобы приблизиться к Богу можно одним только праведным образом жизни и молитвами. Это вроде как делало церковь и священство ненужными: такое простить было невозможно.
 
В рядах бегинок скрывалась известная мошенница эпохи Возрождения Анна Ломинит. Портрет руки Ганса Гольейна.
 
В рядах бегинок скрывалась известная мошенница эпохи Возрождения Анна Ломинит. Портрет руки Ганса Гольейна.
Ярость же рядовых мирян и светских властей была куда объяснимей. Хотя вслух нападающие на бегинок повторяли вслед за церковью об их еретичестве либо обвиняли их в тайном и массовом лесбийском разврате, дело было совсем в других вещах. Самостоятельная, хорошо организованная женская община со своей внутренней инфраструктурой была подозрительна властям и раздражала обывателей. Кроме того, среди бегинок скрывались непокорные дочери, а многие из покинутых жён, искавшие крова и еды, на самом деле сами покинули мужей, не вынеся побоев и издевательств (и не имея любовника, с которым можно было бы, на крайний случай, убежать).
Высокая организация общин позволяла вести бегинкам бизнес особенно эффективно и в некоторых областях составлятт конкуренцию не таким организованным изнутри цехам — тут ещё надо вспомнить, что в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения цеха, в которые допускались только мужчины, активно «отжимали» себе ради расширения клиентуры и прибыли такие до того женские занятия, как пошив одежды или изготовление пива. В общем, бегинки не находили понимания на всех уровнях общества, насколько бы ни были добры их дела. Их общины изгоняли, а убить бегинку иным казалось добрым делом.
Тем не менее, несмотря на вынужденные скитания по Европе в поисках спокойного угла, вечное недовольство власть имущих, скверные слухи, общины бегинок просуществовали долго — слишком много оставалось женщин, готовых жить в постоянной готовности переезжать, но только не возвращаться домой, к тиранам-отцам или родственникам, готовым убить за небогатое наследство. Последняя бегинка умерла в 2013 году, а в Европе до сих пор тут и там можно увидеть здания бывших бегинажей.
Увы, но «карьера» бегинки не давала прославиться, это мог обеспечить только монастырь. Хильдегарда Бингенская — средневековая прорицательница и монахиня, музыка которой попала на компакт-диски, тому примером.
Текст: Лилит Мазикина.
Кто такие бегинки? И почему за ними охотилась “святая” инквизиция?
Кто такие бегинки? И почему за ними охотилась “святая” инквизиция?

 

Бегинки [лат. beguinae] – члены женских полумонашеских общин, которые не относились ни к одному из религиозных орденов и объединялись в целях ведения благочестивой совместной жизни.

Первая община такого рода была основана в конце 12 века в Брабанте (территория, примерно соответствующая нынешним Нидерландам, Бельгии и Люксембургу). К середине 13 века движение получило распространение во Франции, Германии, верхней Италии и Швейцарии.
Происхождение термина «бегинки» до сих пор неясно. По одной из версий, оно связано с именем Ламберта де Бегга — католического пресвитера из города Люттиха (современный Льеж, Бельгия), который считается основателем первой бегинской общины. В свою очередь, А. Менс полагал, что бегинки могли называться так из-за одежды, которая была сшита из грубой шерстяной ткани серо-коричневого цвета (отсюда франц. beige – беж).
Фото: Фламандский бегинаж, Бельгия 
Фото: Фламандский бегинаж, Бельгия
Бегинки объединялись в общины, чаще всего состоящие из 50-60 человек, но иногда доходившие численностью и до 2 тысяч. Они организовывали свои отдельно огороженные поселения сначала за пределами городских стен, а затем и внутри городов. На территории такого поселения («бегинажа») обычно находились церковь или молельный дом, жилые дома по принципу общежитий и кельи, школа, больница, приют, странноприимный дом.
Фото: Бегинаж в Брюгге, Бельгия 
Фото: Бегинаж в Брюгге, Бельгия
Бегинки вели близкий к монашеству образ жизни, однако не давали обет безбрачия и не обязаны были жертвовать своё имущество при вступлении в коммуну. Добровольно объединяясь в данные общества, женщины сами избирали настоятельниц. Несмотря на то, что устав общин, хоть и приближался к монашескому, был всё же менее строг, а духовная жизнь бегинок зачастую была столь же насыщенной.
Главной целью создания таких женских общин было ведение совместной благочестивой жизни и объединение общих усилий в созидательных целях.

«Эти женщины занимались благотворительностью, помогая больным, старикам, детям-сиротам. Они не давали никаких обетов, не подчинялись орденским уставам. Имели возможность в любое время выйти замуж, покинув общину. То есть, у них была достаточно необычная в то время свобода. По своей философии эти женщины отрицали церковную и светскую власть над собой и следовали via media, то есть срединному пути: стремились жить по заветам Иисуса, однако не уединяясь от мирян, а оказывая им посильную помощь. Кстати говоря, корни подобного срединного пути берут своё начало в раннехристианской практике…».

А. Новых «Сэнсэй-IV»

Бегинки помогали больным, странствующим и всем нуждающимся. В созданных при общинах больницах и странноприимных домах бедные и больные часто содержались на деньги, которые были собраны в складчину. Женщины также посещали дома, ухаживали за тяжелобольными, омывали тела умерших, воспитывали детей-сирот, преподавали в созданных ими же школах, ведя свою деятельность даже во время чумы.
Благотворительная деятельность осуществлялись бегинками на средства с доходов от собственного имущества или общинного труда (бегинки занимались в том числе рукоделием), а также за счет пожертвований.
Фото: Большой бегинаж в Лёвене, Бельгия 
Фото: Большой бегинаж в Лёвене, Бельгия
Из-за распространения среди них тезиса о возможности единения души с Богом благодаря особой аскетической практике, фактически исключавшего посредничество церкви в деле спасения души, деятельность бегинок подвергалась осуждению со стороны Римско-католической церкви. На Вьенском соборе наряду с другими мистическими направлениями бегинки были обвинены в распространении еретических учений, что привело к гонениям на них инквизиции и к серьёзным ограничениям их деятельности со стороны гражданских властей.

«Благодаря негласной поддержке тамплиеров, эта женская община стала достаточно крупной и влиятельной. Впоследствии данное движение распространилось в Нидерландах, Франции, Германии, Северной Италии, Польше, Богемии и было запрещено лишь в начале XIV века, когда пошёл процесс уничтожения тамплиеров “святой инквизицией”. Причём “Бегинки”, так же как и тамплиеры, стали подвергаться преследованиям и репрессиям инквизиции, которая не могла простить им необычной свободы (которую они позволили себе при власти тамплиеров) и списывала свои травли на “испорченность” нравов этого прогрессивного женского общества».

А. Новых «Сэнсэй-IV»

К 18 веку сообществ бегинок практически не осталось. В настоящее время в Бельгии и Нидерландах сохранились отдельные общины в виде монастырей или благотворительных организаций. Многие бегинажи функционируют как музейные комплексы.
Путешественники, побывавшие в бегинажах, отмечают не только внешнее великолепие и красоту архитектурных ансамблей, но и необычайные тишину, спокойствие и умиротворение, ощущающиеся в этих местах.
Бегинаж, АмстердамБольшой бегинаж в Лёвене, Бельгия 
Фото: Бегинаж, Амстердам                            Фото: Большой бегинаж в Лёвене, Бельгия
Общины бегинок являются прекрасным примером объединения людей на основе духовно-нравственных ценностей, творящих добрые дела в любви и взаимопомощи друг к другу. История этих женщин вдохновляет меня, ведь если каждый из нас будет проявлять любовь и заботу к ближним, то все наше общество будет счастливым.

«Настоящая свобода — это когда человек становится выше этого мира, выше материальных желаний, когда человек каждый день, каждый час проживает ради души, пополняя её сокровищницу добрыми делами, мыслями, помощью окружающим. Когда человек живёт не ради своего эгоизма и значимости, а ради других людей, во имя Бога».

А. Новых «Сэнсэй-IV»

Автор: Александра Авдеева
Источники:
http://religiocivilis.ru/hristianstvo/christ-b/2711-beginki-...
http://www.liveinternet.ru/users/3155073/post189831062
http://www.pravenc.ru/text/77762.html
http://enc-dic.com/brokgause/Beginki-30788.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/217014

Картина дня

наверх